четверг, 20 октября 2016 г.

Обратная сторона Парижа


                             Увидеть Париж и умереть! Эта фраза,      
                                 ставшая позднее названием кино-
                                 фильма, многие годы была своего        
                          рода девизом-мечтой многих романтично    
                          настроенных девушек. Но ведь этот город
                              не только столица мировой моды, не
                           только невероятно романтичное место и
                           обитель многих великих людей. Париж -
                           это особое хитросплетение улиц и непо-
                        вторимая атмосфера, воссоздать которую
                         столетиями пытались лучшие художники,
                          писатели и режиссеры. Кому-то это уда-
                          лось, кому-то не совсем. Но очень редко
                          кто из приезжих обращает свой взор на
                          другую сторону столицы Франции - зна-
                                менитые парижские катакомбы!
                         
                       
     Раньше всех!
Эта оборотная сторона Парижа является большой проблемой для
жителей города и муниципальных властей, но она часто остается
незамеченной туристами. Ведь не зря Париж часто называют
"городом света" - он тут повсюду! Широкие проспекты, парки и
площади, светлые фасады прекрасных домов, поэтичная Сена
и множество фонарей и огней, освещающих все это великолепие
ночью, создают впечатление, что темнота в этом городе никогда
не наступает. Но это далеко не так, практически еще один Париж,
подземный, куда почти никогда не проникают лучи солнца, скрывается
всего в нескольких метрах под мостовой.
История подземного города, по мнению некоторых исследователей,
началась даже раньше, чем история самого Парижа. Еще в античные
времена на берегах Сены появились римские каменоломни, в
которых добывали камень-известняк и гипс. Римляне принесли в эти
земли и саму традицию возводить жилища из камня. Она не
могла не прижиться - такие дома были гораздо надежнее,
долговечнее и комфортнее деревянных. Впоследствии любовь к
каменному строительству отразилась уже в самом названии
поселения, которое выросло на месте будущей столицы Франции -
римляне называли его Лютеция. Имя это происходит от латинского
lucotis, что означает "белизна" - цвет каменистых берегов Сены,
подаривших огромное количество столь любимого строительного
материала. Со временем потребность в известняке начала возрастать,
и уже начиная с Х|| века в этих местах начали вести разработку
подземных ресурсов. Город быстро строился, амбиции горожан
становились все круче - в округе появились десятки крупных
аббатств, соборов и церквей. Романский стиль, а затем и пришедшая
ему на смену готика еще увеличили потребность в строительных
материалах. Поначалу камень добывали в пригородной зоне, но
поскольку новые районы города проявлялись как грибы после
дождя, вскоре вести строительство начали и над местами добычи
камня. Первыми появились больница Вальде-Грас, улицы Гобелин,
Сен-Жак, Вожиар, Сен-Жермен-де-Пре. Но самое интересное, что
из взятого когда-то в шахтах под этими сооружениями камня
были построены Лувр, Сен-Ша-пель и собор Парижской Богоматери.
Вскоре новые районы Парижа выросли и над другими каменоломнями.
Причем для того чтобы сократить площади разработки, которая
велась теперь в черте города, известняк начали добывать в
многоуровневых шахтах, некоторые из них насчитывали по
3-4 этажа узких "галерей". Для извлечения каменных блоков
стали использовать колодцы, наверху которых были установлены
лебедки. Они приводились в движение либо человеком, ходящим
внутри колеса, либо лошадьми. Год за годом сеть катакомб
расширялась. Это привело к тому, что в настоящее время под
Парижем насчитывается около 300 километров подземных
галерей и существует постоянная угроза того, что здания начнут
проваливаться под землю.

     Спасите! Помогите!
Об этой опасности люди начали подозревать еще несколько столетий
назад, когда в городе практически над пустотой начали возводить
целые районы и масштабные многоэтажные здания. Ситуация
осложнялась и тем, что за столетия, которые прошли с начала
разработок парижского камня, точное расположение подземных
галерей, вырытых в минувшие времена хаотично, без какого-либо
определенного плана, забылось. Участившиеся случаи обвалов в
итоге привели к тому, что в конце XVIII века в Париже были начаты
масштабные работы  по укреплению подземных перекрытий и
учреждена комиссия, которая занималась контролем состояния
катакомб.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал специальный указ
о создании Генеральной инспекции каменоломен, ее главой был
назначен королевский архитектор Шарль-Аксель Гийомо. В первую
очередь было решено составить подробный план катакомб, а
также выяснить, какие улицы проходят над ними и отметить
наиболее важные архитектурные сооружения, возведенные
"на пустом месте". На это потребовалось несколько столетий -
окончательный план подземелий был предоставлен лишь в
середине ХХ века! Осложнялась задача и тем, что до 1805 года
стандартной нумерации домов в городе не существовало.

     Новое предназначение
Если вы думаете, что с прекращением добычи известняка в
парижские каменоломни спускались лишь инспекторы, то глубоко
ошибаетесь! В конце XVIII столетия подземелья получили не
только новое предназначение, но и новое имя. Причем на этот
раз функция их была гораздо более мрачной! В отличие от
язычников-римлян, организовавших кладбища подальше от
населенных пунктов, христиане традиционно устраивали
захоронения усопших на священной, прилегающей к церкви, земле.
В Средние века высокий уровень смертности стал причиной того,
что все кладбища, находившиеся в черте Парижа, оказались
донельзя переполненными. Ситуацию удручали и эпидемии
чумы, которыми оказалась богата история Франции. К примеру,
на кладбище Невинных, которое функционировало с Х| века и
находилось всего в нескольких сотнях метров от Лувра, уровень
поверхности внутри кладбищенской ограды был на 6 метров выше
уровня тротуаров всех прилегающих к нему улиц. Там были,
конечно, и индивидуальные захоронения, но преобладали общие
могилы, в каждой из которых могли быть погребены до 1 500
человек.
Неудивительно, что к концу XVIII века ситуация стала настолько
взрывоопасной с санитарной точки зрения, что назрела необходимость
в принятии самых безотлагательных мер. Парламентом был
издан указ о запрете погребения умерших внутри крепостных
стен города. Ну а поскольку экономическая составляющая тоже
давала о себе знать, а в центре Парижа не было ни одной пригодной
для создания крупного рынка площади, уже существующие
захоронения было решено переместить в катакомбы, чтобы на
освободившемся месте с полным правом  заниматься развитием
торгово-рыночных отношений.

     Вечный покой
Подземные "загробные хоромы" необходимо было переоборудовать
должным образом, чтобы останки усопших предков находились в
подобающей обстановке. Стены катакомб было решено украсить
христианской символикой и соответствующими моменту фразами,
напоминающими возможным посетителям о тленности и суетности
жизни, а также величии и неизбежности смерти. С этого же времени
за каменоломнями и закрепилось название "катакомбы" (от
греч. cata - "под" и combe - "могила"). Кроме того, перенесенные
кости планировали сложить вдоль стен таким образом, чтобы
оставалась возможность посещать захоронения всем желающим.
Однако наступившая вскоре смутная революционная эпоха
не обошла вниманием и подземное царство. Перезахоронения
стали хаотичными, останки зачастую просто сбрасывали в
ближайшие шахты или колодцы, которые использовались
когда-то для извлечения камня на поверхность.
Лишь в начале Х|Х века под руководством Эрикара де Тюри -
главы Инспекции того времени - в катакомбах провели работы,
во время которых был создан подземный некрополь,
предназначенный для публичных посещений. Ведь история
распорядилась так, что в подземельях оказались останки
многих великих людей: министров Людовика XIV - Фуке и Кольбера,
деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата,
сказочника Шарля Перро, Франсуа Рабле, а также Расина и Блеза
Паскаля. По иронии судьбы останки инициатора и организатора
подземных захоронений Шарля - Акселя Гийомо, равно как и его
преемника и последователя Эрикара де Тюри, в итоге также
оказались в оборудованных ими же самими катакомбах после
того, как были закрыты кладбища Сент-Катрин и Сен-Бенуа.

     Не все так мрачно!
Помимо сохранения бренных останков предков жителей столицы
парижские каменоломни использовались также и в других,
гораздо более прозаических целях. В 1814 году скромный огородник
по фамилии Шамбри совершил открытие, начавшее еще одну
страницу в истории парижских катакомб.
Сад Шамбри на улице де ла Санте находился в нескольких
десятках метров от входа в одну из подземных галерей.
Периодически наваливая на колодец, который вел под землю,
удобрения, Шамбри заметил, что под воздействием темноты
и влажности под землей выросли великолепные шампиньоны.
Да на этом же можно делать бизнес! Предприимчивый садовник
полностью сосредоточился на выращивании шампиньонов и
так преуспел на этом поприще, что вскоре многие парижане
рискнули последовать его примеру и не прогадать! Грибной
бизнес благодаря катакомбам начал процветать и процветает
на окраинах города до сих пор. Также подземные галереи,
соединенные проходами с подвалами домов, часто использовались
их жителями в качестве пивоварен. Во время Всемирной
Парижской выставки 1878 года в подземных галереях Шайо,
напротив построенной специально к этой выставке Эйфелевой
башни, было открыто кафе под названием "Катакомбы", а во
время проведения Всемирной Парижской выставки, приуроченной
к 1900 году, в расположенных на том же месте каменоломнях
были оборудованы две большие экспозиции - "Подземный мир"
и "Экспозиция горной промышленности". Первая включала в
себя повторение подземных диковинок со всего мира: египетские
некрополи, гроты отшельников у Мертвого моря, могилу Агамемнона
в Микенах, римские катакомбы, подвалы, где хранится шампанское,
и даже пещеру Падирак во Франции с  освещенными подземным
озером, рекой и водопадом! Вторая же демонстрировала всем
желающим принцип работы различных шахт - будь то угольные,
золотодобывающие или соляные.
Нельзя не вспомнить и о другом, совсем не мирном, использовании
каменоломен. Во  время Второй мировой войны на левом берегу
Сены в одной из них был оборудован сверхсекретный штаб армии
оккупантов. Велико бы было удивление нацистских спецслужб,
если бы им в свое время удалось узнать, что всего лишь в 500
метрах от этого потайного объекта в августе 1944 года
располагался штаб лидеров движения Сопротивления!

Как организовать спонтанную вечеринку - несколько полезных советов


Предположим, к вам неожиданно нагрянули друзья. Или они
предупредили вас о своем визите слишком поздно. В любом случае
подобные ситуации способны повергнуть нас в панику. Даже когда
вам самим вдруг захочется устроить вечеринку для себя и друзей,
мысли о последующих за этим хлопотах заставляют вас "вовремя
одуматься". Гоните подобные мысли. Только потому, будто вы
считаете, что такое "серьезное мероприятие" должно быть заранее
подготовленным, нельзя отказываться от удовольствия пообщаться
с друзьями, да и лишний раз выступить в роли гостеприимных,
радушных и умеющих хорошо готовить хозяев также не помешает.
Для начала решите, какой вид стола предпочтительнее, как для вас,
так и для ваших гостей. Можно подать несколько холодных и
горячих закусок в виде салатов и бутербродов с напитками, если
вы не хотите накрывать общий стол. Можно выбрать какое-нибудь
одно (но любимое всеми вами!) блюдо и общими усилиями, приготовить
его, дружно съесть за накрытым праздничной скатертью столом.
Это могут быть, к примеру, спагетти с каким-нибудь невероятно
вкусным соусом. Пачка макарон найдется в любом доме, а соус
можно приготовить, использовав то, что всегда имеется в
холодильнике: томатный соус, замороженные или свежие овощи,
мороженые кальмары, баночка грибов, кусочек ветчины и,
конечно, сыр. Или гигантская пицца из всего, что "попалось под
руку" и брикета размороженного теста. Или куриные окорочка,
приготовленные по супер-экспресс-рецепту. Или запеченный в
духовке картофель.
Давайте начнем с закусок - их приготовление не займет много
времени. Поделите обязанности - один позаботится о бутербродах,
другой сделает салат, а третий похлопочет над напитками.
Многие из продуктов наверняка найдутся у вас дома, а за
остальными можно быстро сбегать в ближайший магазин, а
кое-что, припрятанное именно для такого случая, наконец-то
дождется своего часа. У каждой хорошей хозяйки всегда найдется
"в закромах и сусеках". Надо только хорошенько поискать, а перед
этим не полениться и спрятать туда это что-то. Такой своеобразный
"рояль в кустах", вернее в холодильнике или кладовке.
Не забудьте об алкогольных напитках, если вам хватит времени и
желания - из них можно "соорудить" коктейли, а нет - и так не
пропадут. Надо только соблюсти все правила сочетаемости их с
закусками. Попросите друзей вместо цветов (хотя цветы тоже не
помешают принести с собой шампанское, вино или пиво, если,
конечно, они еще не догадались об этом сами. Украсьте стол
разноцветными салфетками, ведь у хороших хозяев всегда есть,
если не текстильные, то хотя бы симпатичные бумажные салфетки.
Старые хиты любимой всеми группы создадут отличное настроение.
А зажженные свечи или легкий аромат эфирных масел создадут
уютную атмосферу.

                                  Концерт для "рояля в кустах"
                                    в честь нежданных гостей
Поговорка "Нежданный гость хуже татарина" не всегда права.
Бывает, что неожиданно пришедший гость дороже нескольких
заранее запланированных и долгожданных. Перед таким гостем
хочется "блеснуть" или, как минимум, "не ударить в грязь лицом".
Давайте приготовимся к этому заранее и сделаем кое-какие
заготовки. Заготовим, например, масляные смеси. Их используют
для бутербродов, оформления и улучшения вкуса мясных и рыбных
блюд. До поры до времени их можно хранить в холодильнике.
Или сделаем летом пасту песто по итальянскому рецепту. Спагетти,
политые соусом с этой пастой, могут стать вашим фирменным
блюдом. Да мало ли что можно приготовить заранее и, припрятав
до подходящего случая, удивить своих гостей. Чем не рояль в кустах?
Главное - вовремя его туда поставить, а уж сыграть-то вы сумеете.
Успех этого концерта вам обеспечен.

     Килечное масло
     840 г масла сливочного, 160 г килек
Филе килек протереть через сито. Размягченное сливочное масло
положить протертые кильки и хорошо промешать лопаткой;
хранить в холодном месте. Килечное масло подается к холодной
закуске, к горячему отварному картофелю, используется для
бутербродов.

     Зеленое масло
     850 г масла сливочного, 200 г  зелени петрушки, 1 лимон или
     2 г лимонной кислоты, 50 г острого соуса, 10 г соли
Зелень петрушки (листья) перебрать, удалить стебли, промыть,
подсушить, мелко порубить ножом, положить в размятое сливочное
масло, добавить лимонный сок или лимонную кислоту и смешать
так, чтобы зелень равномерно распределялась в масле. Для остроты
в масло можно добавить красный острый перец или соус. Хранить в
прохладном месте. Зеленое масло подается к бифштексам, антрекотам,
жареной рыбе в сухарях.
     Селедочное масло
     750 г масла сливочного, 250 г сельди, 30 г горчицы столовой
Филе сельди замочить в молоке или чае. Через 6-8 ч протереть
через сито. Размягченное сливочное масло положить в кастрюлю,
добавить протертую сельдь, столовую горчицу и очень тщательно
взбить. Это масло можно приготовить также из молок сельди.

     Бутербродная смесь
     1 селедка, 200 г сливочного масла, 2 плавленных сырка (типа
     "Янтарь"), 2 сырых морковки длиной 15 см
Селедку освободить от костей, масло порезать кубиками, сырок -
ломтиками, морковку - колечками. Все прокрутить через мясорубку
2-3 раза. После каждого прокручивания смесь тщательно
перемешивать. Уложить в стеклянную банку и поставить в
холодильник. Намазывать на хлеб. Вкус бутерброда с икрой вам
обеспечен.

     Паста песто
     200 г зеленого базилика, 200 г кедровых орехов, 150 г чеснока,
     0,5 ч ложки соли, 2 ст. ложки оливкового масла
Эту пасту можно использовать в качестве основы соусов
макаронам. Орехи, обжаренные до золотистого цвета, чеснок и
базилик измельчить на мясорубке или в миксере, добавить масло,
соль, размешать, уложить в баночки с закручивающимися
крышками и хранить в холодильнике. Добавлять в соусы для
макарон.

     Соус песто
     80 г очищенных кедровых орехов, 10 зубчиков чеснока, 1 пучок
     зеленого базилика, 0,5 ч. ложки соли, 200 мл оливкового масла,
     200 г тертого сыра пармезан
Орехи обжарить до золотисто-коричневого цвета. Измельчить
орехи, чеснок и базилик в миксере, добавить соль, масло и сыр.
Этот соус можно хранить в холодильнике 2-3 дня. Подавать к
макаронам.

     Пикантная закуска из брынзы
     0,5 кг брынзы, 10-12 грецких орехов, 4-5 зубков чеснока, 250 г
     масла сливочного, семена укропа по вкусу
Брынзу вымачивать в холодной воде примерно в течение 6-7
часов. Затем все продукты пропустить через мясорубку.
Полученную массу сформовать в колбаску диаметром 5 см и
завернуть в кальку. Колбаску положить на верхнюю полку
холодильника не менее, чем на 3-4 часа (хранить можно и дольше).
Перед подачей на стол снять кальку и нарезать  кусочками
толщиной 1,5 см. Сервировать с зеленью петрушки и кинзы.

     Капуста, маринованная
     для быстрого употребления
     3  кг капусты, 1 кг моркови, 1 кг репчатого лука, 500 г сладкого
     перца, 400 г растительного масла, 3/4 стакана 9% - ного уксуса,
     1/2 стакана сахара, 1 ст. ложка соли.
Капусту нарезать крупными кусками, морковь - кружками,
репчатый лук - кольцами, перец - соломкой и поместить все  в
большую посуду. Растительное масло, соль, сахар, уксус довести
до кипения, залить этой смесью подготовленные овощи и все
варить 10 мин. Рекомендуется добавить к этому салату 1 ч. ложку
(или меньше - по вкусу) молотого красного жгучего перца. Готовый
салат разложить в литровые банки и хранить в холодильнике или
холодном помещении не более 10 суток.


     Лимон с сахаром
     0,5 кг лимонов, 1 кг сахара
Лимоны вымыть, обсушить, разрезать на куски, вынуть семена
(шкурку не очищать!), перекрутить на мясорубке с мелкой решеткой,
соединить с сахаром и размешивать до тех пор, пока он не
растворится. Смесь уложить в сухие ошпаренные баночки с
крышками и хранить в холодильнике.
Сделав эту заготовку, вы получите в свое пользование палочку-
выручалочку. Содержимое баночки с равным успехом можно
использовать, как лекарство при простуде и для повышения
иммунитета (с чаем и без него), как необычайно вкусный ароматный
крем для пирога (пирог "Раз плюнуть!" разрезать поперек на две
части и смазать лимонным кремом, верх полить шоколадной
глазурью), в качестве приправы к салату из капусты. В последнем
случае вы можете превратить обыденный салат из капусты с
луком в изысканный. Для этого, нашинковав капусту (1 кг) и
слегка перетерев ее с  солью, добавьте мелко резанный зеленый
или репчатый лук и 2 ст. ложки лимона с сахаром. Хорошенько
вымешав, полейте растительным маслом.

     Водка, настоянная на клюкве 1
     1 стакан клюквы, 1 стакан сахара, 0,5 л водки
Клюкву истолочь вместе с сахаром и залить водкой. Настаивать
2 недели (можно больше, чем дольше стоит, тем вкуснее).
Отфильтровать.

     Водка, настоянная на клюкве 2
     2 стакана клюквы, 1,5 стакана сахара, 0,5  л водки
Клюкву промыть, размять и залить водкой. Настаивать от 3
дней до 2 недель (в зависимости от имеющегося в наличии
времени). Затем процедить и добавить сахар. Чтобы сахар
быстрее растворился, смесь можно немного подогреть.
Отфильтровать.

среда, 19 октября 2016 г.

Правила проведения косметических процедур в домашних условиях


Начнем с масок. Это одна из самых эффективных косметических
процедур. Они могут быть смягчающими, тонизирующими,
вяжущими, увлажняющими, отбеливающими и отшелушивающими,
соответственно одни смягчают и питают кожу, другие - впитывают
излишние кожные выделения, оказывают обезжиривающее и
вяжущее действие, третьи - способствуют отшелушиванию, и,
наконец, отбеливающие маски придают коже белизну и свежесть.
По мнению специалистов, маски действуют на кожу энергичнее, чем
кремы и прочие косметические средства. Но учти: при выборе маски
необходимо обязательно учитывать тип кожи. А пока вспомним
последовательность и правила проведения косметических процедур.
Перед нанесением маски лицо хорошо очисти туалетным молочком.
Вокруг глаз вбей кончиками пальцев небольшое количество
питательного крема. Волосы зачеши назад, открыв лоб, и завяжи
повязкой из широкого эластичного бинта или полиэтиленовой
пленки.
Если какую-то маску ты делаешь впервые, испытай свою кожу на
чувствительность к ней, нанеся сначала небольшое количество
кашицы. Бывает, что у людей с повышенной чувствительностью
кожи маска вызывает раздражение.
Очищающие предварительные процедуры, их еще называют
паровые бани или паровые ванны (ванночки), необязательно
делать перед каждой маской, но время от времени желательно.
Водяной пар очищает поры кожи, делает ее гладкой, нежной и
усиливает кровообращение.
Паровые ванночки подходят любому типу кожи, но при условии,
что твоя кожа не склонна к расширению кровеносных сосудов. В
этом случае значительные перепады температуры ей
противопоказаны. Самую большую пользу пар приносит жирной
и комбинированной коже. Для сухой кожи ванночку делай 5-10
минут 1 раз в 2-3 месяца. Для жирной кожи - 15 минут 2 раза в
месяц.
~ Чтобы правильно приготовить паровую ванночку, в широкую
    емкость с 3 л горячей воды добавь 2 стакана отвара из 10 г
    лекарственных трав или 5 капель эфирного масла, к примеру
    розового (оно улучшает кровообращение). Наклонись над
    емкостью (на расстоянии 40 см от поверхности воды), накрой
    голову полотенцем и подыши теплым воздухом.
~ Для паровой ванночки можешь использовать следующие травы:
    ромашку (успокаивает, снимает раздражение, подходит для сухой
    и чувствительной кожи), шалфей (сужает поры, удаляет избыток
    кожного жира, хорош для жирной кожи), дикую розу (снимает
    покраснения и увлажняет кожу, подходит для кожи любого
    типа, особенно для сухой),  тимьян (регулирует  работу сальных
    желез, избавляет от угревой сыпи и жирного блеска), полевой
    хвощ (снимает, воспалительные процессы, связанные с
    повышенной активностью сальных желез), лаванда (очищает
    кожу от токсинов, тонизирует и успокаивает ее), крапива
    (возвращает здоровый цвет усталой, тусклой коже, сужает
    поры и регулирует работу сальных желез.
~ Паровую ванну можно заменить теплым компрессом. Намочи
    в горячей воде или отваре трав небольшое махровое полотенце,
    положи на лицо и держи до тех пор, пока оно не остынет. Для
    компресса можно использовать отвары из тех же трав, что и
    для ванночки, а также из фенхеля или липового цвета.
~ После паровой процедуры нанеси на лицо соответствующую
    типу кожи маску: для жирной и смешанной кожи - очищающую,
    а для сухой - питательную. Маску накладывай только на
    очищенную кожу, даже ecли сама маска предназначена именно
    для этого.
~ Для приготовления масок и других косметических средств
    используй чистую посуду с неокисляющейся поверхностью,
    отдавая предпочтение стеклянной, фаянсовой, фарфоровой
    или эмалированной посуде без трещин и сколов.
~ Чтобы получить от маски максимальный эффект, готовь ее
    только из свежих продуктов и непосредственно перед процедурой.
~ Из фруктов или овощей, которые ты выбрала для маски,
    приготовь кашицу: сочные и хорошо промытые плоды протри
    через сито, твердые яблоки и огурцы натри на терке.
~ Маску наноси на очищенную кожу, избегая области вокруг
    глаз, а высыхающие и стягивающие кожу маски не наноси
    на область вокруг глаз и рта. Пользуйся широкой мягкой
    кистью или шпателем, также можно нанести смесь на марлю
    и наложить на кожу. На глаза желательно положить тампоны,
    смоченные в крепком чае. Нанося маску, старайся не растягивать
    кожу (так же поступай и когда снимаешь ее).
~ Маску обычно держат 10-30 минут, а затем снимают тампонами
    и промывают лицо водой. Смывать маску лучше не водопроводной
    водой, а отварами трав, минералкой без газа или молоком.
    Особенно это рекомендуется обладательницам сухой и
    чувствительной кожи. Сняв маску, осторожно промокни кожу
    полотенцем и нанеси питательный крем вокруг глаз. Лучше
    некоторое время после маски не пудрить лицо и не наносить
    на него косметику.
~ Самый большой эффект достигается тогда, когда лицо под
    маской остается неподвижным, с расслабленными мускулами.
    20 минут отдыха в удобном кресле (пока длится действие маски)
    полезны для всего организма. Некоторые маски лучше делать
    лежа, в состоянии полного покоя. При этом под ноги хорошо
    подложить большую подушку.

вторник, 18 октября 2016 г.

"Инструменты" для макияжа


Вам необходимы специальные приспособления для нанесения
макияжа. Позаботьтесь об этом заранее, чтобы у вас под рукой
всегда было, чем подвести глаза или подкрасить губы.
1. Пуховки или косметические губки.
Приобретайте только мелко пористые пуховки и старайтесь
содержать их в чистоте. Это значить, что их необходимо регулярно
стирать.
2. Кисточки для пудры.
Важно, чтобы они были большими, пушистыми и мягкими и имели
слегка закругленные контуры. Имейте в виду, что твердые
кисточки портят крем-основу, оставляя следы.
3. Кисточки для теней.
Они должны быть плоской формы и иметь короткие, ровно
обрезанные и в то же время прочно закрепленные волоски.
Учтите, что таких кисточек должно быть не одна-две, а
гораздо больше - смотря, сколько цветов вы используете
при макияже.
4. Кисточка для подведения глаз.
Такая кисточка должна быть очень тонкой - ее можно сравнить
с иглой. Она вам пригодится для маскировки морщин,
подводки глаз при использовании жидкой туши и для обводки губ.
5. Аппликатор для век.
При покупке аппликатора обращайте внимание на тот, который
хорошо может удерживать сыпучие вещества. Как правило, он
имеет поролоновый кончик. С помощью аппликатора можно без
труда растушевать границы перехода цветов и контуры, поэтому
таких аппликаторов должно быть несколько.
6. Кисточка для губ.
Она необходима, чтобы выровнять слой губной помады. Также
она сделает форму губ более четкой, поможет полностью
заполнить контуры губ, очерченные карандашом.
7. Кисточка для румян.
При покупке кисточки обратите внимание, что спереди она должна
быть слегка скошенной. Если приобретенная кисточка не совсем
мягкая или пушистая, то считайте, что она не прошла испытание
на профпригодность.
8. Пинцеты.
Существует две разновидности пинцетов. Одни из них
предназначены для выщипывания бровей и отдельных
непослушных волосков, другие - для накладывания
искусственных ресниц.
9. Веточка для бровей.
Это важный "инструмент" для причесывания бровей и стряхивания
с них оставшейся пудры. Используется веточка и как щеточка
для туши - для разделения накрашенных ресниц.
Не забудьте и о таких немаловажных косметических
приспособлениях:
* одноразовые салфетки;
* губки-спонжи;
* вата или ватный тампоны;
* палочки для наматывания ваты;
* маленькое зеркало.

ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ
Прежде наносить грим, надо помнить, что дневной грим должен
быть почти незаметен. Вечерний, более насыщенный, должен
соответствовать тону кожи, цвету глаз и волос.
При нанесении макияжа стоит учесть один нюанс: с его помощью
можно придать лицу соответствующее выражение. Чарлзом
Дарвиным были собраны и проанализированы данные о способах
выражения эмоций у животных и человека.
* Так, правый полукруг брови без озабоченного излома
подчеркивает спокойствие лба.
* Способность краснеть оттеняет красоту женского лица - такие
девушки якобы особо ценились в гаремах султанов.
* Более длинная нижняя губа придает горделивое выражение.
* Когда мы задумываемся, язык опирается на губы или десны.
* При испуге или удивлении отвисает нижняя челюсть.
* Сжатие губ свидетельствует о состоянии напряженности или
решимости.
* Напряжение жевательных мышц придает лицу воинственный
вид.

СИСТЕМА ПОДБОРА МАКИЯЖА

Если вы сомневаетесь в выборе подходящего именно вам макияжа,
то постарайтесь запомнить три простых правила. Тогда в любом
месте, в любой ситуации вы сможете очаровывать и покорять
сердца.
Сделайте всего лишь три простых шага навстречу самим себе...
Шаг первый
Вам просто необходимо определить свой уровень контрастности.
Что и как нужно сделать?
Подберите наиболее подходящие именно вам тона макияжа,
сопоставив тон вашей кожи с интенсивностью цвета  и оттенка
волос. Такое соотношение иначе называется уровнем
контрастности. Этот уровень и обуславливает палитру,
интенсивности макияжа и эффект, к которому вы стремитесь, -
естественный, деловой, экстравагантный или какой-либо другой.

Шаг второй
Просмотрите свой гардероб.
Цвета вашей одежды - теплые (с оттенками желтого цвета),
холодные (с оттенками синего цвета) или нейтральные -
предопределят палитру вашего макияжа. Помните, тон румян,
помады и лака для ногтей должен полностью совпадать и
соответствовать цвету одежды, которую вы предпочитаете
носить. Если вам больше по душе нейтральные цвета, то вам
проще будет подобрать самые различные варианты макияжа:
все зависит от вашего вкуса, настроения и фантазии. Учитывайте
общепринятые в среде профессионалов правила: при выборе
цветов необходимо постоянно придерживаться цветовой
гармонии (используйте холодные цвета - с холодными,
нейтральные - с холодными или теплыми, либо с нейтральными,
теплые - с теплыми).

Шаг третий
Важно точно определить, к какому эффекту вы стремитесь, кого
хотите поразить своей внешностью или даже шокировать -
здесь существует масса вариантов.
Если вам правильно удалось установить цветовую палитру
своего макияжа, то самое время задуматься о направленности
и производимом эффекте. Зная цель, легко подобрать стиль
макияжа, а уж затем приниматься за соответствующие тона
и оттенки.

Строение ногтей


Ногти являются продолжением кожи. Они лишены кровеносных
сосудов, и в их структуре нет нервных окончаний. Поэтому, отрезая
отросшие ногти (ногтевые окончания), мы не чувствуем боли. Ногти
представляют собой прозрачные роговые пластинки, которые
лежат на ногтевом ложе, окруженном кожей (ногтевыми валиками).
Внешний вид ногтевых пластинок, как и кожи, отражает общее
состояние организма. Как уже говорилось ранее, здоровые ногти
должны быть гибкими и прочными, с гладкой, равномерно
окрашенной поверхностью светло-розового цвета. Розовый цвет
придают ногтям кровеносные сосуды, которые расположены
под ногтевой пластинкой.
Ногтевая пластинка состоит из трех частей. То, что привыкли
называть самим ногтем, является лишь свободным ногтевым
краем. Вся остальная видимая часть называется ногтевым
телом, а под кожей находится ногтевой корень. Тело ногтевой
пластинки - это продолжение корня ногтя. Оно крепится к ложу,
поэтому его невозможно оторвать. Если возникает такая
необходимость (удаление ногтевого тела), то проводится
специальная операция под действием местного наркоза,
поскольку данная процедура довольно болезненна. К поверхности
ложа подходит большое количество мельчайших кровеносных
сосудов, которые несут ногтевой пластинке кровь, обогащенную
кислородом; питательные вещества и забирают все отработанные
микроэлементы. Такие близко к поверхности располагаются
нервные окончания, которые передают болевые ощущения,
вызванные травмой ногтевой пластинки. Тело ногтевой пластинки
состоит из трех слоев, которые легко увидеть на расщепленном
ногте.
В Древнем Египте существовало не-
сколько видов красок для ногтей, по
цвету которого определялось сословное
происхождение человека. Лишь пред-
ставители царской семьи имели право
красить ногти в яркие цвета, рабы же
могли использовать только бледные, па-
стельные тона.
Свободный ногтевой  край называется так, потому что отстает от
кожи ногтевого ложа и находится навесу. Корень ногтя заходит
вглубь кожи. В самом основании корня находится матрица - ткань
с активным ростом. Матрица - самая важная часть ногтя. Она
расположена глубоко под корнем, где располагаются нервы,
кровеносные и лимфатические сосуды, питающие ноготь, в
результате чего происходит образование новых клеток, позволяющих
ногтю расти и уплотняться. Образование и рост этих клеток не
прекращаются до тех пор, пока матрица получает питательные
вещества и остается неповрежденной.
Место на пальце, откуда зрительно начинается ногтевая пластинка,
называется луночкой. Это полукруглая, в форме полумесяца,
часть основания ногтя. Возле самой лунки ногтевая пластинка
имеет нежно-розоватый цвет. Здесь находятся  клетки
соединительной ткани ногтевого ложа, которые и обеспечивает
такой цвет лунки.
Форма ногтей, как правило, повторяет форму конечной фаланги
пальца. Всего различают четыре основные формы ногтя:
трапециевидную (заостренную), прямоугольную (овальную),
квадратную (лопатообразную) и круглую.

суббота, 15 октября 2016 г.

Наталья Долгорукая


Наталья. Борисовна Долгорукая - женщина трагической судьбы,
была дочерью известного фельдмаршала графа Бориса Петровича
Шереметева и Анны Петровны Нарушенной. Для каждого из них это
был уже второй брак, и вступили они в него не столько по
обоюдному согласию, сколько по воле царя Петра Великого. Борису
Петровичу на момент женитьбы на Нарушенной шел 61-й год, до
этого он тридцать лет вдовствовал. Анне Петровне же. только
исполнилось 24 года, и она к этому возрасту также успела радовать,
побывав замужем за родным дядей Петра 1. Сначала у этой
четы родился мальчик, которого они назвали в честь царя
Петром (впоследствии владелец усадеб Кусково и Останкино,
самый богатый помещик в России), затем 17 января 1714 года
дочь Наталья, а после нее еще Сергей, Вера и Екатерина.
Несмотря на преклонные года, Борис Петрович позаботился
о безбедном существовании детей и оставил им большое
состояние, чему немало способствовала его прижизненная
прижимистость.

В 1719 году старый фельдмаршал умер.Через девять лет
оставила этот свет и Анна Петровна. Так в 14 лет Наташа
осталась круглой сиротой и... богатейшей невестой России.
Мягкая и покладистая она чувствовала себя одиноко среди
родственников, мечтавших поскорее выдать ее замуж, чтобы
оставить заботы о ней. Впрочем, она и сама к этому стремилась.
Как всякая чувствительная барышня, Наташа мечтала о
сказочном принце и как впоследствии сама писала в своих
мемуарах: "Я очень была счастлива женихами". Но при этом
держала юная барышня себя строго,. о чем не могли не знать
московские свахи: "Я не имела такой привычки, чтобы сегодня
любить одного, а завтра другого, в нынешний век такая мода,
а я старалась доказать свету, что в любви верна".
Целый год Наташа выбирала женихов, пока не уступила
ухаживаниям любимца царствовавшего тогда императора
Петра || молодого князя Ивана Долгорукого. Это был юноша
веселый и не по годам развитый, весьма красивый, уже многое
повидавший для своих 22 лет, так как долгое время жил в
варшавском доме своего деда, знаменитого петровского
дипломата. Здесь он насмотрелся на жизнь двора польского
короля Августа ||, любителя роскоши и всяческих развлечений.
Несомненно, именно там молодой человек приобрел и весьма
галантные манеры, и умение обращаться с дамами, и научился
обхождению с разными людьми. Однако современники
отзывались об Иване весьма нелицеприятно, он был известный
гуляка и балагур. Впрочем, несмотря на дурные наклонности,
многие отмечали в юном князе простоту, душевность и
отсутствие коварства.
Сватовство со стороны семейства Долгоруких последовало
неожиданно. Наталья не была знакома с Иваном до
сватовства, но вряд ли не знала о его любовных похождениях.
Однако она ни словом не обмолвилась об этом неприятном
знании, да и, по правде говоря, действительно влюбилась в
своего суженого с первого взгляда.
В декабре 1729 года состоялась торжественная помолвка, на
которой присутствовали сам император, весь двор и
дипломатический корпус. Наталью Борисовну все поздравляли,
говорили, какая она счастливая, как ей повезло в жизни. Свадьбу
назначили на 19 января 1730 года. В этот же день сам
император Петр || должен был обвенчаться с княжной
Екатериной Долгорукой, сестрой нареченного жениха нашей
героини. У всех участников этих событий настроение было
радостным, ведь в один и тот же день должны были
состояться две свадьбы. Но, увы, судьба распорядилась
по-своему - 19 января Петр || слег, и всем стало ясно, что
часы жизни его сочтены. Это обстоятельство стало переломным
в судьбе Долгоруких. При жизни Петра || высокопоставленное
семейство пользовалось особой милостью, но со смертью
государя их власть неминуемо должна была пошатнуться.
Понимая всю бедственность своего положения, Долгорукие
собрали семейный совет и решились на страшное по тем
временам преступление - составление подложного завещания
императора, в котором тот якобы передавал престол своей
невесте, Екатерине Долгорукой. Затея эта принадлежала отцу
клана Алексею Григорьевичу, но довести до конца ее должен
был Иван. Неотлучно находившийся у  постели умирающего
Петра, он ждал момента, когда тот придет в сознание, чтобы
подсунуть ему фальшивый документ и любой ценой заставить
пописать. Но Петр так и умер в беспамятстве.
Об этой авантюре Долгоруких стало известно позднее, а пока
первые люди государства на заседании Верховного тайного
совета решили пригласить на российский царский престол
курляндскую герцогиню Анну Иоанновну - дочь царя Иоанна
Алексеевича, старшего брата Петра Великого. И стоило лишь
той взойти на трон, как рядышком сразу же пристроился
герцог Бирон. В России наступили сложные времена.
Немилость новой императрицы ждать себя не заставила.
Видя, что над Долгорукими сгущаются тучи, родственники
стали уговаривать Наталью Борисовну отказаться от
замужества. Пятнадцатилетняя девочка металась в сомнениях,
но Иван приезжал ежедневно и всячески изъявлял ей свою
любовь. И Наташа приняла решение, безусловно, самое
важное в своей жизни, но, к сожалению, изменившее ее не в
лучшую сторону. Она решилась выйти замуж за князя Ивана
Долгорукого. Причем решимость ее не была ни капризом
избалованной фельдмаршальской дочери, ни прихотью
гордой "самоволки", не слушающей ничьих советов. Просто,
как нам кажется, Наталья Борисовна была одарена готовностью
к самопожертвованию в любви до полного отречения от себя-
редким женским талантом. Так в апреле 1730 года в подмосковном
имении Долгоруких, селе Горенки состоялась очень скромная
свадьба. Впоследствии наша героиня вспоминала, что никто
из ее ближайших родственников, знаменитых русских бога-
теев Шереметевых не сопровождал ее в Горенки, кроме
только двух дальних родственниц - старушек, которым,
видимо, уже нечего было бояться в этой жизни.
На третий день после венчания в Горенки приехал сенатский
секретарь и объявил указ императрицы - ехать в дальние
пензенские имения и там ждать дальнейших указаний.
Наталья Борисовна надеялась и думала, что ссылка продлится
недолго и они скоро вернутся, поэтому все дорогие вещи,
все драгоценности и деньги отослала брату. Глядя с недоумением,
как свекровь и золовки прячут бриллианты, она не взяла ни
шуб "потому что они все были богатые и места занимали много",
ни платьев. Лишь несколько самых скромных одеяний
приказала  увязать она в узел, а из тысячи рублей, присланных
братом на дорогу, взяла только четыреста, остальные
отослала обратно. Из Шереметевых никто не приехал проститься
с Натальей, все боялись гнева Анны Иоанновны. И как было не
бояться, ведь все семейство Долгоруких императрица не
только отправила в ссылку, но и лишила званий, а также
честно заслуженных ими орденов.
Но до места назначения Долгорукие не успели доехать.
Их догнал новый курьер с указанием следовать не в их имение
в Пензенской губернии, а... в Сибирь, в Березов, захолустный
городишко, отстоящий от границы на четыре с половиной
тысячи километров.
В березове Долгорукие прожили восемь лет, а место это было
гиблое, где, как писала Наталья в своих записках: "Зимы длятся
по 10 месяцев в году, морозы несносные, ничево не родитца,
ни хлеба никакова нет, ни фрукту, ниже капусты. Леса
непроходимые да болоты; хлеб привозют  водою за тысячу
верстт. До таково местечка доехали, что ни пить, ни есть,
ни носить нечево; ничево не продают, ниже калача".
Князю Ивану с женой выделили дровяной сарай, наскоро
перегороженный и снабженный двумя печками. Именным
приказом императрицы Долгоруким было строжайше
запрещено общаться с местными жителями. Не позволялось
им также иметь бумагу и чернила и выходить куда-либо из
острога, кроме церкви, да и то под надзором солдат.
От тяжелой жизни первою умерла свекровь, затем старый
князь, а остававшиеся сестры и братья ссорились друг с
другом. В Березове Наталье Борисовне суждено было прожить
почти десять лет до 1740 года и родить двух детей. Но все эти
годы она ни разу не пожалела о своем решении и не изменила
своих теплых чувств к мужу, невзирая  на то, что князь Иван
и в ссылке продолжал вести образ жизни, соответствующий
его натуре: гулянки, выпивки, интрижки с местными девушками-
все это было, только без прошлого размаха.
Шло время, Наталья Борисовна своим добрым и тихим нравом
сумела расположить к себе охрану, и та стала снисходительнее
к Долгоруким. Отныне им разрешили выходить из острога в
город, бывать в гостях и принимать гостей у себя. Воевода
Березова и его  семья особо тесно сошлись со ссыльными,
приглашали к себе и по возможности помогали, чем могли.
Жена воеводы присылала Долгоруким разную еду и теплую
одежду. Из оставшихся у них дорогих вещей князь Иван и
княжна Наталья делали подарки своим благодетелям.
Общительный и веселый Иван вскоре завел дружбу с
офицерами гарнизона, познакомился с местным духовенством
и городскими обывателями, которые с интересом слушали
рассказы о   житье при царском дворе столь именитого в
прошлом вельможи.
Но тихая, хоть и тяжелая жизнь вскоре закончилась. В 1738
году на Долгоруких поступил донос. Кто-то доводил до сведения
высшего руководства, что Долгорукие частенько поминали
неласковыми словами императрицу. И без того опальное
семейство, а вместе с ними многих еще, с кем они вели опасные
речи, арестовали. Князя Ивана повергли особо тяжелым пыткам,
его по несколько дней кряду без воды и пищи держали в
кандалах, прикованным к стене, в результате он истощился
как физически, так и душевно и был близок к умопомешательству.
Иван бредил наяву и в дин момент неожиданно рассказал
даже то, о чем его не спрашивали - об истории, сочинения
подложного духовного завещания Петра ||. А за такие дела
наказание было одно -  казнь.  И царская карательная машина
медлить с этим не стала. Помимо Ивана, в 1739 году арестовали,
а впоследствии и казнили братьев его отца.
Наталья  Долгорукая долго не знала о судьбе супруга и только
в конце 1739 года подала прошение императрице с
просьбой не разъединять ее с мужем, если он жив, а если нет
его на свете, просила постричь ее в монахини. Только из
пришедшего ей ответа узнала княжна о кончине любимого
мужа. Тогда же ей было разрешено вернуться в Россию. Она
выехала из Сибири и приехала в Москву по иронии судьбы
17 октября 1740 года, день в день, когда в Петербурге
неожиданно скончалась императрица Анна Иоанновна.
И хотя Наталья Борисовна вернулась из ссылки молодой
женщиной в возрасте 28 лет - можно и жизнь начать с
начала, но она осталась верна любви и памяти покойного
мужа.
При царствовании Елизаветы Петровны всех и брошенных в
тюрьмы Долгоруких помиловали. Многих, памятую их былые
заслуги, снова пригласили ко двору, в том числе и княжную
Наталью. Однако, несмотря на это, она отклонила усиленные
приглашения и отказала всем женихам, предпочтя вести
жизнь хоть и тяжелую, но ни от кого не зависимую. Замуж
эта гордая женщина больше так никогда и не вышла.
Первые три года Наталья Борисовна жила очень тяжело. Не
имея собственного дома, она была вынуждена жить у знакомых,
которые относились к ней гораздо лучше, чем родственники.
Родной брат ее Петр Шереметев не отдал сестре, вернувшейся
из ссылки, законной части отцовского наследства. Обделили
ее и родственники мужа.
Оставшуюся часть жизни Наталья Борисовна целиком
посвятила воспитанию сыновей, старшему из которых на
момент возвращения в Москву было восемь, а младшему-
полтора года. Младший мальчик, судя по всему, был болен
психически и   требовал особого ухода. Пожив  немного на
родине, Наталья Борисовна уехала затем на Украину и
спустя восемнадцать лет, в 1758 году постриглась в монахини
в одном из киевских монастырей.
Однако несчастья не оставили великую княжну и за
монастырскими стенами. И так будучи больным, ее
младший сын Дмитрий окончательно сошел с ума от
несчастной юношеской любви.
Наталья Борисовна Долгорукая скончалась в 1771 году,
намного пережив своего любимого и единственного мужа,
воспоминания о котором  жили в ее мыслях. Так
закончился этот трагический роман ХVIII века, обещавший
поначалу быть счастливым. Перед смертью Наталья
Долгорукая по просьбе своего старшего сына Михаила
написала историю своей жизни и любви - "Своеручные
записки". И, читая их, лишний раз убеждаешься в справедливости
мнения, что сильная женщина, это та, которая не опускает
руки, а борется и стремится преодолеть злой рок. И можно
только представить духовную силу Натальи Борисовны
Долгорукой, которая, отлично понимая тщетность намерений
что-либо изменить, преодолевала горе тем, что любила,
надеялась и терпела.

среда, 12 октября 2016 г.

Чахохбили - визитная карточка грузинской кухни


Одно из известных грузинских блюд - чахохбили, рагу из птицы.
Раньше его готовили из фазана, сейчас обычно делают из курицы.


Легенда -
С хохоби связывают легенду об происхождении Тбилиси. В старые
времена столица была Мцхета, а в районе теперешнего Тбилиси
охотился царь Вахтанг Горгасал. Один раз ему удалось подстрелить
хохоби, но птица упала в   горячий источник, поэтому собака
принесла ему ее уже варенную. Позже царь построил на этом месте
город и назвал его Тыфлис.

Сначала был фазан -
Это популярное блюдо -визитная карточка грузинской
национальной кухни. По-началу на Кавказе было принято
готовить чахохбили из мяса фазана. Как и любая другая
дичь, она считалась ценной здоровой пищей. Чахохбили
из мяса фазана всегда выходило специфическим, грубоватым,
но из-за этого оно воспринималось изысканным. Натуральное
мясо фазана не жирное, но имеет особенную структуру. Оно,
в отличие от многих других видов дичи, не нуждается в маринаде.
Популярность чахохбили пошла далеко за пределы Грузии.
Из-за Черного моря фазанов завозили в Грецию и, по мнению
некоторых, что что-то похожее на чахохбили, ели даже
легендарные арганавты.
Чахохбили из. мяса фазана входит в ассортимент лучших
ресторанных блюд международного класса. Это блюдо можно
с полным правом считать диетическим, так как оно
легко усваивается. Из-за того, что купить мясо фазана трудно,
чахохбили в домашних условиях чаще всего делают с
курицы или индейки.

Сухая жарка -
Специфика приготовления этого блюда в том, что мясо
птицы вначале обжаривают без жира: кусочки филе или
рубленную на небольшие части птицу ставят на сковородку
и жарят без масла приблизительно пятнадцать минут. Это
обязательный ритуал, иначе приготовление чахохбили не имеет
правильного вкуса. Главное - следить за тем, чтобы мясо не
подгарало: на нем должна образоваться светло-коричневая
корочка.
В Грузии для чахохбили обычно берут жирную птицу, не думаючи
про лишние калории блюда. Таким образом птицу жарят в
собственном соку или в собственном жире. На топленом жире,
что остался после жарки, жарят также нарезанный тонкими
полукольцами лук, и чеснок.
Лука и чеснока в чахохбили должно быть достаточно много -
потому что блюдо относится к категории острых. Вот, например,
на одну курицу средней величины можно взять две средних
цыбули или четыре мелких и добавить два-три зубчика чеснока.
Если чеснок старый - его дозу увеличивают вдвое.

Секреты -
Чахохбили классичное готовят без добавления жидкости - принято
считать, что вся необходимая жидкость есть  в овощах  и цыбули.
Но все же некоторые спецы советуют добавлять в него чуть-чуть
воды (не больше 100 мл), еще лучше -красного наполсладкого
вина. Происходить это должно так: обжаренные мясо соединяют
с жаренным луком и чесноком, доливают воду или вино и все
вместе тушить на маленьком огне около десяти или пятнадцати
минут. Потом очередь томатного соуса: предпочтение дают не
магазиным наполфабрикатам, а свежими помидорами, очищенными
от шкурки и измельченных через мясорубку -  с такой основой
чахохбили получается более нежным.
А дальше птицу тушат в томатном соке приблизительно полчаса.
Под конец добавляют соль и специи - хмель-сунэли, шафран, перец,
нарезанный на кусочки, и обязательно свежую зелень -кинзу,
петрушку, укроп и базилик, которые можно смешать в равных
частях.
Грузинские кулинары иногда добавляют в состав чахохбили
мелко нарезанные или молотые на мясорубке орехи, благодаря
чему соус выходит более густым, поэтому и, вкуснее. Но это уже
вольная интерпретация.
К столу подают чахохбили как самостоятельное блюдо, со
свежим грузинским лавашем, можно подать и легкий гарнир -
варенную картошку, гречневую кашу или рис.
Такие блюда, как чахохбили, ценные тем, что по существу,
они занимают комплексный обед: это одновременно и первое,
и основное блюдо.

Варианты -
* Для чахохбили подходит не только курица, но и гусь, индейка,
куропатка.
* Варится чахохбили и с курячих внутренностей, лука и помидор
тогда берут еще больше, чем на курицу,- на один набор
внутренностей идет 3-4 шт . лука и 0,5 кг помидор.
* Чахохбили из баранины готовят с картошкой, и без,
обычным способом. Мясо должно быть жирным, чтоб жарилось
 в собственном сале. Мясо, лук и помидоры
берут в соотношении 1:1:2, если добавляют картошку,
то делают за счет половины помидоров.
* Интересный чахохбили из жаренных плавников большой
рыбы - лосось, осетрина.