Увидеть Париж и умереть! Эта фраза,
ставшая позднее названием кино-
фильма, многие годы была своего
рода девизом-мечтой многих романтично
настроенных девушек. Но ведь этот город
не только столица мировой моды, не
только невероятно романтичное место и
обитель многих великих людей. Париж -
это особое хитросплетение улиц и непо-
вторимая атмосфера, воссоздать которую
столетиями пытались лучшие художники,
писатели и режиссеры. Кому-то это уда-
лось, кому-то не совсем. Но очень редко
кто из приезжих обращает свой взор на
другую сторону столицы Франции - зна-
менитые парижские катакомбы!
Раньше всех!
Эта оборотная сторона Парижа является большой проблемой для
жителей города и муниципальных властей, но она часто остается
незамеченной туристами. Ведь не зря Париж часто называют
"городом света" - он тут повсюду! Широкие проспекты, парки и
площади, светлые фасады прекрасных домов, поэтичная Сена
и множество фонарей и огней, освещающих все это великолепие
ночью, создают впечатление, что темнота в этом городе никогда
не наступает. Но это далеко не так, практически еще один Париж,
подземный, куда почти никогда не проникают лучи солнца, скрывается
всего в нескольких метрах под мостовой.
История подземного города, по мнению некоторых исследователей,
началась даже раньше, чем история самого Парижа. Еще в античные
времена на берегах Сены появились римские каменоломни, в
которых добывали камень-известняк и гипс. Римляне принесли в эти
земли и саму традицию возводить жилища из камня. Она не
могла не прижиться - такие дома были гораздо надежнее,
долговечнее и комфортнее деревянных. Впоследствии любовь к
каменному строительству отразилась уже в самом названии
поселения, которое выросло на месте будущей столицы Франции -
римляне называли его Лютеция. Имя это происходит от латинского
lucotis, что означает "белизна" - цвет каменистых берегов Сены,
подаривших огромное количество столь любимого строительного
материала. Со временем потребность в известняке начала возрастать,
и уже начиная с Х|| века в этих местах начали вести разработку
подземных ресурсов. Город быстро строился, амбиции горожан
становились все круче - в округе появились десятки крупных
аббатств, соборов и церквей. Романский стиль, а затем и пришедшая
ему на смену готика еще увеличили потребность в строительных
материалах. Поначалу камень добывали в пригородной зоне, но
поскольку новые районы города проявлялись как грибы после
дождя, вскоре вести строительство начали и над местами добычи
камня. Первыми появились больница Вальде-Грас, улицы Гобелин,
Сен-Жак, Вожиар, Сен-Жермен-де-Пре. Но самое интересное, что
из взятого когда-то в шахтах под этими сооружениями камня
были построены Лувр, Сен-Ша-пель и собор Парижской Богоматери.
Вскоре новые районы Парижа выросли и над другими каменоломнями.
Причем для того чтобы сократить площади разработки, которая
велась теперь в черте города, известняк начали добывать в
многоуровневых шахтах, некоторые из них насчитывали по
3-4 этажа узких "галерей". Для извлечения каменных блоков
стали использовать колодцы, наверху которых были установлены
лебедки. Они приводились в движение либо человеком, ходящим
внутри колеса, либо лошадьми. Год за годом сеть катакомб
расширялась. Это привело к тому, что в настоящее время под
Парижем насчитывается около 300 километров подземных
галерей и существует постоянная угроза того, что здания начнут
проваливаться под землю.
Спасите! Помогите!
Об этой опасности люди начали подозревать еще несколько столетий
назад, когда в городе практически над пустотой начали возводить
целые районы и масштабные многоэтажные здания. Ситуация
осложнялась и тем, что за столетия, которые прошли с начала
разработок парижского камня, точное расположение подземных
галерей, вырытых в минувшие времена хаотично, без какого-либо
определенного плана, забылось. Участившиеся случаи обвалов в
итоге привели к тому, что в конце XVIII века в Париже были начаты
масштабные работы по укреплению подземных перекрытий и
учреждена комиссия, которая занималась контролем состояния
катакомб.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал специальный указ
о создании Генеральной инспекции каменоломен, ее главой был
назначен королевский архитектор Шарль-Аксель Гийомо. В первую
очередь было решено составить подробный план катакомб, а
также выяснить, какие улицы проходят над ними и отметить
наиболее важные архитектурные сооружения, возведенные
"на пустом месте". На это потребовалось несколько столетий -
окончательный план подземелий был предоставлен лишь в
середине ХХ века! Осложнялась задача и тем, что до 1805 года
стандартной нумерации домов в городе не существовало.
Новое предназначение
Если вы думаете, что с прекращением добычи известняка в
парижские каменоломни спускались лишь инспекторы, то глубоко
ошибаетесь! В конце XVIII столетия подземелья получили не
только новое предназначение, но и новое имя. Причем на этот
раз функция их была гораздо более мрачной! В отличие от
язычников-римлян, организовавших кладбища подальше от
населенных пунктов, христиане традиционно устраивали
захоронения усопших на священной, прилегающей к церкви, земле.
В Средние века высокий уровень смертности стал причиной того,
что все кладбища, находившиеся в черте Парижа, оказались
донельзя переполненными. Ситуацию удручали и эпидемии
чумы, которыми оказалась богата история Франции. К примеру,
на кладбище Невинных, которое функционировало с Х| века и
находилось всего в нескольких сотнях метров от Лувра, уровень
поверхности внутри кладбищенской ограды был на 6 метров выше
уровня тротуаров всех прилегающих к нему улиц. Там были,
конечно, и индивидуальные захоронения, но преобладали общие
могилы, в каждой из которых могли быть погребены до 1 500
человек.
Неудивительно, что к концу XVIII века ситуация стала настолько
взрывоопасной с санитарной точки зрения, что назрела необходимость
в принятии самых безотлагательных мер. Парламентом был
издан указ о запрете погребения умерших внутри крепостных
стен города. Ну а поскольку экономическая составляющая тоже
давала о себе знать, а в центре Парижа не было ни одной пригодной
для создания крупного рынка площади, уже существующие
захоронения было решено переместить в катакомбы, чтобы на
освободившемся месте с полным правом заниматься развитием
торгово-рыночных отношений.
Вечный покой
Подземные "загробные хоромы" необходимо было переоборудовать
должным образом, чтобы останки усопших предков находились в
подобающей обстановке. Стены катакомб было решено украсить
христианской символикой и соответствующими моменту фразами,
напоминающими возможным посетителям о тленности и суетности
жизни, а также величии и неизбежности смерти. С этого же времени
за каменоломнями и закрепилось название "катакомбы" (от
греч. cata - "под" и combe - "могила"). Кроме того, перенесенные
кости планировали сложить вдоль стен таким образом, чтобы
оставалась возможность посещать захоронения всем желающим.
Однако наступившая вскоре смутная революционная эпоха
не обошла вниманием и подземное царство. Перезахоронения
стали хаотичными, останки зачастую просто сбрасывали в
ближайшие шахты или колодцы, которые использовались
когда-то для извлечения камня на поверхность.
Лишь в начале Х|Х века под руководством Эрикара де Тюри -
главы Инспекции того времени - в катакомбах провели работы,
во время которых был создан подземный некрополь,
предназначенный для публичных посещений. Ведь история
распорядилась так, что в подземельях оказались останки
многих великих людей: министров Людовика XIV - Фуке и Кольбера,
деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата,
сказочника Шарля Перро, Франсуа Рабле, а также Расина и Блеза
Паскаля. По иронии судьбы останки инициатора и организатора
подземных захоронений Шарля - Акселя Гийомо, равно как и его
преемника и последователя Эрикара де Тюри, в итоге также
оказались в оборудованных ими же самими катакомбах после
того, как были закрыты кладбища Сент-Катрин и Сен-Бенуа.
Не все так мрачно!
Помимо сохранения бренных останков предков жителей столицы
парижские каменоломни использовались также и в других,
гораздо более прозаических целях. В 1814 году скромный огородник
по фамилии Шамбри совершил открытие, начавшее еще одну
страницу в истории парижских катакомб.
Сад Шамбри на улице де ла Санте находился в нескольких
десятках метров от входа в одну из подземных галерей.
Периодически наваливая на колодец, который вел под землю,
удобрения, Шамбри заметил, что под воздействием темноты
и влажности под землей выросли великолепные шампиньоны.
Да на этом же можно делать бизнес! Предприимчивый садовник
полностью сосредоточился на выращивании шампиньонов и
так преуспел на этом поприще, что вскоре многие парижане
рискнули последовать его примеру и не прогадать! Грибной
бизнес благодаря катакомбам начал процветать и процветает
на окраинах города до сих пор. Также подземные галереи,
соединенные проходами с подвалами домов, часто использовались
их жителями в качестве пивоварен. Во время Всемирной
Парижской выставки 1878 года в подземных галереях Шайо,
напротив построенной специально к этой выставке Эйфелевой
башни, было открыто кафе под названием "Катакомбы", а во
время проведения Всемирной Парижской выставки, приуроченной
к 1900 году, в расположенных на том же месте каменоломнях
были оборудованы две большие экспозиции - "Подземный мир"
и "Экспозиция горной промышленности". Первая включала в
себя повторение подземных диковинок со всего мира: египетские
некрополи, гроты отшельников у Мертвого моря, могилу Агамемнона
в Микенах, римские катакомбы, подвалы, где хранится шампанское,
и даже пещеру Падирак во Франции с освещенными подземным
озером, рекой и водопадом! Вторая же демонстрировала всем
желающим принцип работы различных шахт - будь то угольные,
золотодобывающие или соляные.
Нельзя не вспомнить и о другом, совсем не мирном, использовании
каменоломен. Во время Второй мировой войны на левом берегу
Сены в одной из них был оборудован сверхсекретный штаб армии
оккупантов. Велико бы было удивление нацистских спецслужб,
если бы им в свое время удалось узнать, что всего лишь в 500
метрах от этого потайного объекта в августе 1944 года
располагался штаб лидеров движения Сопротивления!
Комментариев нет:
Отправить комментарий