суббота, 22 октября 2016 г.

Одежда для огня


Прогресс даровал современному обитателю Земли такие возможности,
о которых наши далекие предки и фантазировать не смели. Но иногда
нам, живущим в этом сумасшедшем, стремительно развивающемся
мире, где все подчинено человеку, так хочется чего-то настоящего,
вечного. Как ни парадоксально, но именно наша пресыщенность и
порождает ощущение отсутствия чего-то очень важного...
Когда в промозглый осенний день в гостиной весело потрескивает
камин, распространяя вокруг вкусный, успокаивающий аромат
хвойных поленьев и смолы, чудесным образом замирает все вокруг.
Нет лучшего способа релаксации, чем смотреть на огонь.
Разноцветные язычки пламени меняются, как в калейдоскопе,
подрагивают, как будто дружески подмигивают, и на душе
становится тепло и уютно, исчезают куда-то все неприятности,
приходит спокойствие и философское понимание мира, а
усталость и раздражение сменяет решительность и бодрость.
Появляется уверенность, что мы обязательно примем правильное
решение и увидим все в истинном свете, словно огонь магическим
образом высвечивает тайники жизни...
В старину камины, печи, просто очаги, конечно, выполняли утилитарные
функции - обогревали дома, служили для приготовления еды.
Но почему-то очень хочется думать, что это было не главным.
Древние верили и, кстати, не без оснований, что живой огонь
очищает души и жилища от зла, да и вообще от любого негатива,
чувствовали его притягательную силу. Люди поклонялись огню
испокон веков, обожествляя его в существовавших в ту эпоху
религиях и культах. Например, у индейцев племени сиу в Северной
Америке его почитали как божество, бог Агни в Индии был
одновременно богом жертвенного огня и хранителем домашнего
очага. Более того, в античные времена огонь почитался как личность,
ему приписывались свойства живого существа и считали, что дым
от пламени возносится к богам. В те времена очаг играл не только
роль отопительного прибора, он нес и сакральную нагрузку -
оберегал жилище от злых духов, поддерживал жизнь человека, а
его разрушение считалось равносильным осквернению святыни.
Когда человеку стало неуютно в пещерах и захотелось комфорта,
появились первые деревянные жилища. Одновременно с этим
возникла проблема их обогрева. Первые примитивные очаги
находились в центре дома, а дым выходил наружу через
отверстие в крыше. Сам очаг выкладывали камнями и располагали
прямо на полу. С развитием культуры совершенствовалась и система
отопления. Предками современных каминов можно считать
появившиеся в античные времена отопительные приборы, не
связанные со стенами здания. Древние римляне в жилых домах
использовали печи с открытой топкой и трубой, уходящей в потолок.
Автор средневекового трактата об архитектуре зодчий Андрео
Палладио описывал их так: "Строились на середине камины с
колоннами, поддерживающими архитравы, над которыми высилась
пирамида, куда уходил дым". Кстати, слово "камин" латинского
происхождения: caminus в переводе означает "открытый очаг".
Однако все-таки чаще всего в римских домах использовали
бронзовые переносные печи в виде ваз или чаш, в которых тлели
угли. Правда, в термах такие, с позволения сказать, печи не
годились, и античные умельцы сконструировали целую отопительную
систему. В стенах и под полом проходили пустоты, выложенные
кирпичом, по которым циркулировал горячий воздух. Печи, которые
обогревали римские бани, топили углем.
Восточные страны тоже не остались в стороне от такого полезного
изобретения, как отопительные приборы.  Правда, каминами их
назвать трудно, но, тем не менее, свое предназначение они выполняли
исправно. Японцы обогревали свое жилище при помощи переносных
глиняных или металлических жаровень с тлеющими углями -
хибати. В качестве стационарного очага прямо в середине комнаты,
в полу, выкладывали камелек - ирори, который топили углем,
никаких дымоходов при этом не предполагалось, только в крыше
делали  маленькое отверстие, чтобы дым хоть как-то мог
покидать помещение. Хитрые японцы придумали еще один способ
обогрева - стол котацу, непосредственно под которым располагали
источник тепла. Общение или трапеза за таким столом превращалась
в двойное удовольствие.
Однако первые настоящие камины появились все-таки в Западной
Европе, где их поэтично называют "одеждой для огня". Здесь камин
был не только средством для отопления жилища, но и декоративным
элементом архитектуры, а богатство его отделки демонстрировало
положение человека в обществе. Поначалу камины строили только
в тех частях дома, где бывали дамы, потому что зябнуть от холода
в те суровые времена было непозволительно только
представительницам прекрасного пола. Мужественные же рыцари
вполне обходились без такой роскоши, как тепло, и вели вполне
спартанский образ жизни. Однако через какое-то время и они
осознали все преимущества, которые дает камин, - это не только
тепло, но и открытый огонь, на котором можно, например, изжарить
барана, не отходя далеко от пиршественного стола.
Для каминов стали создавать целые помещения - залы, которые,
скорее, были похожи на выставочные салоны - их стены украшали,
коврами, гобеленами, оружием, охотничьими доспехами и трофеями.
Что любопытно, средневековые камины отличались
необыкновенными размерами - в некоторых из них можно было
целиком зажарить не только какого-то жалкого барана, а и тушу
быка. Но, пожалуй, отопительный прибор в замке герцога Беррийского
во французском городе Пуатье, построенный в XIV веке,- самый
большой: во всю южную торцевую стену замка располагается
состоящий из трех частей камин, стоящий на возвышении из
нескольких ступеней, в каждом из отделений которого свободно
мог бы разместить небольшой двухэтажный дом. Над камином
находились хоры для музыкантов, а верхняя половина стены
представляла собой композицию из декоративных окон. Гранд-
камину, который, кстати, сохранился до наших дней,
соответствовала и отделка - галереи с ажурной балюстрадой,
причудливые арки, каменное готическое кружево. Немного
меньших размеров, но тоже вполне внушителен, очаг в трапезной
замка Шинон, где свободно можно было сжечь бревно, а на
огромном вертеле зажарить тушу быка - его высота составляла
два человеческих роста. Похожее сооружение можно увидеть и
во французском монастыре Мон-Сен-Мишель. Однако большинство
дворян не могли позволить себе подобные "украшения", и, в
основном, камины были поскромнее, но по мере возможности их
старались облагородить росписью или каменными деталями,
консолями или просто декоративной штукатуркой.
В средние века в Западной Европе развитие каминного искусства
надолго затормозил введенный папой римским налог на дымоходы.
Чтобы уменьшить нагрузку на домашний бюджет, народ
использовал одну трубу на двоих, или вообще отказывался от
такой "роскоши", предпочитая глотать дым прямо в доме. Но в
1529 году налог отменили, и каминные трубы стали не только
появляться на крышах зданий, но еще и становились своеобразными
украшениями домов. Кстати говоря, через сотню с лишним лет
на те же грабли наступили англичане - Карл ||, занявший престол,
для пополнения казны не нашел ничего лучшего как ввести налог
на печные трубы, его отменил парламент только в 1699 году,
когда в Англии утвердилась конструкционная монархия.
В эпоху Возрождения камины "перебрались" вплотную к стенам,
скромно освободив большую часть помещения, немного позже
произошло соединение топки и дымохода со стеной. Камины
стали делать из мрамора и гранита вместо обычного камня,
декорировать флорентийской мозаикой, орнаментами, лентами,
зубчатыми выступами, резными и позолоченными листьями и
барельефами. Такие камины уже становились произведениями
искусства, а каминные аксессуары придавали помещению
дополнительную красоту. Например, перед топкой ставили
шелковые экраны, обрамленные резными деревянными или
позолоченными рамами. Огонь, просвечивая через узорчатую
ткань, создавал дополнительный декоративный эффект.
Камины эпохи Возрождения соответствовали духу времени - они
были массивными, подавляли своими размерами, как, впрочем,
и все архитектурные сооружения средневековья. Очаги отражали
статус владельца и были выполнены в  стиле барокко или рококо,
поражали богатством отделки. Все чаще камины расписывают
библейскими сюжетами, сценами охоты и изображениями
различных богов. Благодаря вычурности отделки и роскошному
дизайну, камины постепенно превратились из декоративных
элементов в самостоятельные архитектурные сооружения.
Над каминные украшения также стали приобретать изысканные
художественные формы. Не остались без внимания средневековых
мастеров и каминные аксессуары, появилось много новых
декоративных элементов, например, в XV веке камины стали
украшать чугунной доской, защищающей стену от перегрева.
Мода и требования архитектурных стилей внесли изменения
и во внешний облик каминов - вытяжная труба, ранее нависавшая
над топкой, стала перпендикулярной каминной полке, ее стали
оформлять множеством безделушек, низ и верх очага - карнизом
или цоколем, соответствующим общему стилю помещения.
В России западноевропейские камины появились исключительно
благодаря решительному и инициативному характеру Петра |.
Первоначально они были предметом роскоши, и эту  "безделицу"
могли позволить себе лишь весьма богатые дворяне. И действительно,
в период русской зимы европейский маломощный камин был
бесполезен, а обогреть дом под силу было только настоящей
русской печи. Камины, скорее, подчеркивали социальный статус
владельца и были весьма недешевым удовольствием.
С развитием прогресса усложнялась и конструкция каминов -
появились очаги со встроенным калорифером для равномерного
обогрева дома, этому способствовала и сложная система труб
в стенах. Менялся и внешний вид каминов, привлекая все большее
внимание архитекторов и дизайнеров. И вот, наконец, Европа
сменила пышность барокко на строгие линии классицизма.
Облик камина стал другим - он приобрел четкие пропорции и
античную монументальность, а черный мрамор, который вошел
в моду, придавал ему строгую элегантность. Над каминами стали
вешать зеркала, изображать военные эмблемы и орнаменты,
а сам очаг декорировать скульптурами и колоннами. На смену
барочной пышности пришли лаконичность и чувство меры. На
каминных полках появились часы, статуэтки, вазы, разные
дорогие вещицы, ненавязчиво демонстрируя высокий уровень
жизни хозяев. После похода Наполеона в Египет очаги стало
модно украшать египетскими орнаментами и изображениями
сфинксов. В Х|Х веке камины начали отделывать огнеупорным
кирпичом, а каминные решетки превратились в произведения
кузнечного искусства. В обиход вошли каминные щипцы,
ведерки для угля, щетки и совки для чистки топки, меха для
раздувания огня.
С момента появления и до сегодняшнего дня камины несут на
себе отпечаток времени, подчеркивая определенное направление.
Смешанные стили, сменившие классицизм, не слишком изменили
облик камина. И лишь в конце Х|Х - начале ХХ века, когда наступила
эпоха модерна, камины приобрели современный вид. И хотя
сегодня для обогрева домов используют более совершенные
отопительные системы, камин все же не исчезает с архитектурной
арены - ведь он не только согревает жилье. Камин - это вечный
символ незыблемости семейного очага.
В последнее время камины снова вошли в моду, их устанавливают
как в особняках, так и в квартирах. Наряду с утилитарными
функциями, вроде просушивания помещения или улучшения
циркуляции воздуха, присутствуют и эстетические - ведь камин,
выполненный профессионалом, представляет собой произведение
искусства. Сегодня можно подобрать камин под индивидуальный
стиль дома и этот камин будет единственным в своем роде.
Как предметы изобразительного искусства и архитектурные
сооружения камины классифицируются по стилям, для каждого
из которых характерны свои черты.
Камины классического стиля отличает П-образный очаг и открытая
топка. Фасадная сторона таких каминов чаще всего выложена
мрамором, украшена чугунным литьем, иногда используются
керамика или дерево. Часто украшают такие камины барельефами
или скульптурами, отделкой поделочными камнями - нефритом,
змеевиком, малахитом, ониксом. В свою очередь, классические
камины делятся на созданные в том или ином историческом
стиле и нейтральные. Такой широкий стилевой диапазон дает
возможность проявить фантазию и выразить свою
индивидуальность, найти оптимальный вариант, чтобы подчеркнуть
атмосферу и неповторимость жилища.
Камины в стиле кантри напоминают о загородном доме, создают
уют, подчеркивая изысканность и простоту дизайна. Они наиболее
точно воспроизводят традиционный образ домашнего очага.
Эти  камины облицованы галькой, ракушечником или песчаником,
часто для отделки используют сочетание камня контрастных
фактур. Они могут служить средством дополнительного отопления
и, что немаловажно, экономят электроэнергию в помещении,
где не требуется поддержание постоянной температуры в
течение отопительного сезона. Обычно при возведении каминов
в стиле кантри применяют камни, имеющие теплые оттенки,
и огнеупорный кирпич, а внешнюю часть камина отделывают
шлифованным деревом.
Стиль модерн допускает практически любое проявление фантазии.
Позволено все: обложенное камнями в центре комнаты кострище
со стеклянным дымоходом или лаконичный камин в стене.
Дизайн таких каминов минималистичен: строгие геометрические
формы, мрамор, керамика, кованый или литой металл. Они
идеально вписываются в интерьер современной квартиры
или офиса.
И все же самый современный стиль - это хайтек. "Отцом" стиля
стал дизайн промышленных помещений, где все функционально
и рационально. Характеризуют эти камины простая и сдержанная
отделка, обилие деталей из современных материалов - металла и
стекла, стремительность линий. Состаренный металл и тонированное
стекло, употребляющиеся для отделки, обязательно имеют
зеркальные поверхности, а геометрические формы камина как
бы очерчивают пространство огня, но не ограничивают его.
Однако буйная фантазия современных дизайнеров, как кажется,
игнорирует даже законы физики. Например, ноу-хау современных
конструкторов - висящая над полом топка, которая как бы
пребывает в состоянии невесомости и создает впечатление
космического пространства.
Но что такое камин без каминной решетки или ведерка для
угля? Каминные аксессуары "сопровождают" камины на
протяжении всего времени их существования и создать
теплую атмосферу комфорта и уюта без них практически
невозможно. Всяческие подставочки, совочки, каминная кочерга
или щипцы - маленькие акценты, дополняющие камин,
"играющие" его подобно тому, как свита "играет" короля.
Впрочем, это совершенно неважно, каким будет камин в
современном доме - дровяным, в каком стиле выполнен или
как украшен. В любом случае живой огонь, мерцающий в
своем маленьком "замке", сделает нашу жизнь теплее и наполнит
радостью и светом окружающий мир.

Комментариев нет:

Отправить комментарий