суббота, 29 сентября 2018 г.

Клавдия Шульженко

Она легко вскочила в кузов грузовика. Борта его откинули,
и получилась импровизированная сцена. Обвела солдат глазами.
Измученные войной, серые уставшие лица. Чего они ждут от неё?
Геройства? Сочувствия? Песен про войну и победу? Ну уж нет!
Теперь, после 500-го концерта на фронте, Клавдия Шульженко
знала точно, чего хотят мужчины, которым через полчаса в бой.

Известие о начале войны застало бывшую харьковчанку Клавдию Шульженко на гастролях в Ереване. К тому времени она уже вышла замуж за Владимира Корабли – человека, который её обожал и едва ли на руках не носил, родила сына и забрала из Харькова отца. К началу 1940-х годов певица Клавдия Шульженко стала не просто популярной, как сказали бы сейчас, она стала «бешено популярной». Своей мягкой лиричной манерой исполнения она сводила с ума полстраны. Одна за другой выходят её пластинки, которые распродаются тысячами, концерты проходят при стабильных аншлагах, билеты раскупаются за неделю вперёд. В её репертуаре нет ничего случайного, она не исполняет песен о партии, комсомоле и великих советских стройках – избегая надрыва и сентиментальности, Шульженко поёт только о любви. Вместе с джаз-бердом, который любящий муж создаёт специально под неё, Шульженко успешно гастролирует по стране, и именно на гастролях, вдали от дома, её застает известие о начале войны. Шульженко бросает все и возвращается в Ленинград.

КАПЕЛЬКА ФРАНЦУЗСКИХ ДУХОВ
Войдя в свою комнату (к слову сказать, это была не квартира, а именно комната – одна из десяти таких же маленьких убогих комнатушек в типичной питерской коммуналке, где известная певица прожила 16 лет вместе с сыном, мужем и отцом). Клавдия Ивановна рывком распахнула шифоньер и принялась судорожно сбрасывать на пол свои концертные платья.
Не найдя нужного, она решительно вышла из дома и направилась к знакомым в поисках чего-то более подходящего. Через некоторое время Шульженко в новом обмундировании уже была на передовой.
Поначалу она выступала перед фронтовиками в туго затянутой армейской гимнастерке, подпоясанной кожаным ремнем с огромной бляхой, в хромовых сапогах и солдатской пилотке – все было строго, солидно, торжественно, в четком соответствии с представлениями о фронтовых буднях. Она должна быть такой же, как они, эти уставшие труженики фронта.
«Но как-то к ней подошёл адмирал флота, - вспоминал позже сын певицы Георгий Кемпер, - и сказал: «Клавдия Ивановна, знаете, у нас уже в глазах рябит от этой формы. Мы бы хотели видеть вас, женщину, в платьях – это бы возвращало нам воспоминания о мирном времени, о доме, о семье». Шульженко ничего не ответила – но после того памятного разговора Клавдия Ивановна ни разу не позволила себе отступить от железного правила, которое приписала раз и на всю жизнь: никаких гимнастерки, сапог и пилоток. Только вечернее платье, прическа и … капелька французских духов.
Клавдия Ивановна точно знала, что память запахов – самая сильная. Выступая на фронте, она научилась по-солдатски быстро переодеваться в кабине грузовика, за секунду наносила помаду, отработанным жестом взбивала прическу, все непременно наносила духи и – вперёд! Она легко впрыгивала в кузов грузовика, где солдаты заботливо откидывали борта, и душевно пела самые лучшие песни для изученных войной мужчин. Она пела им о красивых женщинах и великих страстях, о любви, нежности, надежде – и они слушали её не шевелясь, боясь вздохнуть. Ни один комиссар, политрук и прочий член партии не имел над солдатами большей власти, чем эта простая женщина в вечернем платье, окутанная облаком французских духов! Когда она спускалась с импровизированной сцены, солдаты, как завороженные, тянулись к ней, обступали плотным кольцом, а потом долго топтались на месте, наслаждаясь шлейфом изысканного женского аромата. Она пахла мирной жизнью, семейными застольями, полевыми цветами, домом – она пахла женщиной. Если во время концерта начинался артобстрел, кто-нибудь из солдат обязательно валил её на землю, прикрывая собой от случайных осколков. После бомбёжки она с королевским достоинством поднималась, отряхивала своё блестящее вечернее платье и допевала оборванную песню именно с того слова, на котором остановилась.
Здесь, в прифронтовых землянках, госпиталях, на аэродромах, эта роскошная певица в блестящем длинном платье была для бойцов как подарок, как привет из прошлой жизни, как смутная надежда на лучшее. И солдаты отвечали ей благодарностью: они писали письма, хранили её фотографии и пластинки, дарили цветы. За 1942 год Шульженко дала более 500 концертов, в любых условиях появляясь на публике в концертном платье, туфлях на каблуках и облаке яркого насыщенного аромата.
«Это была мамина слабость – украшения и французские духи, - вспоминал её сын. -Когда шла в бомбоубежище, в одну руку она брала меня, в другую – несессер с косметикой и французскими духами. И больше ничего!» Один раз, возвращаясь после фронтового концерта, Клавдия Ивановна попала под бомбежку. Понимая, что не успеет добежать до убежища, она рухнула на питерский мост, прикрыв своим телом чемодан с нарядами. «Какая же я дура! – вздыхала потом певица. -Ведь надо было прикрывать чемоданом себя! А я – наоборот, платья жалела». Женщина была – с большой буквы…

«РУКИ, ВЫ СЛОВНО ДВЕ БОЛЬШИЕ ПТИЦЫ…»
Самая известная песня Шульженко, «Синий платочек», появилась в репертуаре певицы в военные годы. Раньше это был склонный романс, музыку к которому написал польский композитор Иржи Петербургский. Что касается текста песни, то авторство до сих пор ошибочно приписывают разным людям, но только не молодому лейтенанту Мише Максимову, о котором писала в своих мемуарах Клавдия Шульженко. «Однажды после выступления в горнострелковой бригаде, - вспоминала певица, - ко мне подошёл стройный молодой человек в форме. «Лейтенант Михаил Максимов! – представился он. Заливаясь краской от смущения, симпатичный лейтенант сказал, что написал песню. «Мелодию я взял известную – «Синий платочек», а вот слова написал новые. Ребята слушали, им нравится. -Он протянул мне тетрадный листок. -Если вам понравится тоже, может быть, вы спорте». Я спела – песня попала в точку.
С тех пор не было в её жизни ни одного концерта, где бы слушатели не просили исполнить эту песню. «Синий платочек», «Давай закурим», «Руки» в исполнении Шульженко стали культовыми военными песнями.
С песней «Руки», кстати связана была одна драматическая история, случившаяся под конец 1943 года, и о ней стоит рассказать отдельно.
Нет, не глаза твои
Я вспомню в час разлуки,
Не голос твой услышу в тишине,-
Я вспомню ласковые трепетные руки,
И о тебе они напомнят мне… -
пела Шульженко в госпитале под Новороссийском. К тому времени это была уже не робкая светская певичка, которую бросали в жар от капли крови. Теперь она была совсем другой – опытной боевой певицей, вполне освоившейся среди новых поклонников – покалеченных, перебинтованных, на костылях, с грязными марлевыми повязками вместо медалей во всю грудь.
Перед началом того памятного концерта, когда в ожидании первого аккорда в зале воцаряется гробовое молчание, чей-то внезапный топор да громкое наружное сопение нарушило мертвую тишину: это четверо солдат, кряхтя, внесли в зал носилки и водрузили их в первом ряду. Весь забинтованный с головы до ног, лежал на них молодой парень – командир Андрей Чернов. В морском бою почти весь состав его катера погиб, остались в живых лишь несколько матросов да он сам – тяжело раненый. Его обугленные конечности хирург ампутировал во избежание сепсиса. Весь затянутый бинтами, Чернов лежал на носилках, не подавая признаков жизни. Говорили, не жилец он на этом свете – сам жить не хочет…
Когда объявили концерт и полились первые мелодии любимых песен, моряк вдруг начал тихо постанывать, и звуки, вырывавшиеся из его обожжённого горла, становились все громче, настойчивее. А потом… он со втором протянул к певице забинтованные руки. То были даже не руки – а культи, заканчивающиеся на уровне плеч. Она никак не могла понять странного жеста и стала растерянно оглядываться по сторонам. Увидав замешательство артистки, на помощь к ней поспешила молоденькая санитарка. Она подлежала к певице и прошептала на ухо, дескать, парень просит исполнить свою любимую песню. Шульженко сглотнула предательский ком, подступивший к горлу и не дававший говорить, подошла к раненому моряку, мягко положила на его культи свои аристократические белые руки и в полной тишине запела:
Руки! Вы словно две большие птицы.
Как вы летали, как оживляли все вокруг.
Руки! Как вы могли легко обвиться,
И все печали снимали вдруг!
Андрей не мог ни говорить, ни плакать. Только два ярко-красных пятна начали быстро расти на грязных бинтах – там, где когда-то были сильные мужские руки…

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ
Война закончилась. В конце 40-х годов Шульженко по-прежнему фантастически популярна. Тираж её пластинок достигает 170 млн экземпляров (сегодня альбом считается платиновым, если расходится тиражом в 1 млн экземпляров). Но в какой-то момент её отношения с властью начинаются портиться и 30 декабря 1952 года заходят в пике. Накануне новогодней ночи адъютант Василия Сталина приглашает её выступить перед сыном вождя, на что певица отвечает, что ей слишком поздно сообщили и у неё уже есть планы на вечер: «По Конституции, я тоже имею право на отдых». Лишь скорая смерть Иосифа Виссарионовича спасает её от наказания. Хотя гордый отказ певице не спустили – на неё обрушилась вся сила советской пропагандистской машины. Её музыку называют «ноющей», творчество обзывают мещанским, а ей самой навязывают идеологически проверенный репертуар. Но исполнять пафосные советские песни Шульженко так и не стала. Она по-прежнему пела о любви, а не о партии – вероятно, поэтому и звание Народной артистки СССР получила лишь на закате карьеры, в 1971 году.
К этому времени преданный Коралли оставил её – ушёл к 19 – летней девочке из мюзик – холла, что для Шульженко было особенно оскорбительно. Поначалу она впала в глубокую депрессию, но потом излечилась сценой да изнурительной работой. Вскоре Клавдия Ивановна даже вышла замуж.

четверг, 9 августа 2018 г.

В стране вечного танго

Буэнос-Айрес – душа Аргентины.
Город Святейшей Троицы и порт Святой 
Марии Добрых Ветров, как его ещё 
называют. Мне хватило всего получасовой
прогулки, чтобы захотеть остаться
здесь жить. А ещё испытать энергетику 
страстного танго и научиться готовить 
кулинарный шедевр – бифе де чорису
В путеводителях многомиллионный Буэнос-Айрес часто называют Парижем Америки. Никогда вы не поверите, если сами не увидети своими глазами! Зная о природной тяге латиноамериканцев к вечному релаксу, трудно представить, как аргентинцы выстроили такую красоту с помпезными фасадами, изысканными кружевными куполами и массивными барельефами. Прогуливаясь по центральным улицам, вы застынете от удивления. Да, многие дома покрыты пылью, но сколько же в этих строениях былой колониальной мощи, холерой аристократия гости конца XIX века, когда Аргентина была одним из богатейших государств мира! Даже бетонная серость высоких стен отдаёт благородством. Кстати, о собственном достоинстве тоже приходилось думать ежеминутно: если задаваться, можно легко вступить в собачью кучку, оставленную прямо на середине тротуара. Что поделаешь – это тоже часть местного колорита!

ПРЕКРАСНАЯ ЭВА И РОЗОВЫЙ ДОМ
На известной пласа-де-Майо, где находится президентский дворец Каза Розада (Casa Rosada). Во время нашего приезда повсюду висели лозунги ветеранов войны на Мальвинских островах, кто-то выступал на импровизированной трибуне, а рядом дымилась печка с горячим обедом. Чем не наш Майдан с его вечными палатками?! Одно принципиальное отличие от украинской действительности обнаружилось очень скоро. Подойдя ближе к президентскому дворцу, с балкона которого Эва Перон обращалась к аргентинцам, ожидалось, что строгие люди в форме всех отведут «на безопасную дистанцию». Но оказывается, что можно не только зайти на территорию дворца, но и заглянуть в сам Розовый дом.  Более того, не нужно платить никаких денег! А гренадер национальной армии при всем параде может предложить туристам прогуляться. Есть возможность разглядеть залы, где решается государственная судьба Аргентины, проходят официальные приёмы иностранных делегаций, инаугурации президентов. В каждой комнате встречает новый гренадер и коротко рассказывает о предназначении помещения и его пышном мраморной золотом декоре. Двадцать минут экскурсии оставят яркое впечатление…
Если уж говорить о разных культурных потрясениях, надо упомянуть и о Реколете – старинном аристократическом кладбище, расположенном чуть ли не в центре Буэнос-Айреса. Первое, что бросается в глаза, - огромное количество кошек, дремлющих на каменных скамейках, а также вереница посетителей к могиле аргентинской любимицы Эвы Перон. Здесь всегда людно и много цветов : первая леди Аргентины популярна и сейчас. Если отойти всего на пару метров, картина кардинально меняется: тишина, безмолвная красота мраморных ангелов и плачущих дев, потускневшие мавзолеи. Тут же наталкиваешься на полуразрушенные склепы. Приходится удивляться не только архитектурным изыскам, но и такому контрасту, и спокойному отношению горожан к подобному соседству. Именно в этом и заключается притягательность Буэнос-Айреса!

ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ
Здесь все находит себе место, все уживается друг с другом. Вы можете не раз наблюдать картину, когда хорошо одетые аргентинцы с самодовольными лицами проходят мимо групп бездомных людей, уместившихся на грязном асфальте с таким же самодовольным выражением. Неважно, какой у тебя достаток, ; уважения к себе любимому здесь хоть отбавляй! А однажды утром, открыв дверь стеклянного банкомата, куда можно зайти только с банковской карточкой, есть возможность натолкнуться на бродяг, которые будут себе  там мирно спать на полу. Как они туда попадают, неизвестно. Однако удивительный контраст житейской бедности с традиционно денежным местом впечатляет.
У самой оживленной торговой аллеи Florida тоже есть своя особенность. С самого утра приезжие отвариваются в сувенирных лавках, где цены «туристические». Но после шести вечера в центре аллеи начинается совсем другая жизнь: выстилается длинная дорожка из ковров, на которых уличные торговцы выкладывают шарфы, бижутерию, обувь, деревянные и кожаные украшения, картины и прочее. И если вы днём долго присматривались к калебасам для заваривания мате от 30 песо, то уже вечером можете купить точно такие же за полцены.
У каждой улицы Буэнос-Айреса имеется парочка сюрпризов. Как приятных, так и не очень. Если вы захотите попасть в знаменитый портовый райончик La Boca, где низкие домики раскрашены в самые разные цвета. Стены – красные, крыша – синяя, дверь – зелёная, а полбанки желтой краски хватило лишь на оконные рамы. Вот только речка, возле которой начинается La Boca, заставила нас ужаснуться. Такой смрад! … Оказалось, это тоже «местная достопримечательность». Риачуэло – одна из самых загрязненных рек мира. Местные власти пытались её очистить, но безуспешно.

ЖАРКИЕ ОБЪЯТИЯ
Сердце Буэнос-Айреса по-прежнем бьётся в квартале Сан-Тельмо. Здесь сохранилось обаяние колониальной старины, улицы вымощены брусчаткой, множество этнических ресторанчиков, сувенирных лавок, оркестров и танго-баров. В выходные здесь всегда работают антикварный и блошиный рынки.
Но в сегодняшнем Сан-Тельмо главное – люди. Интересно наблюдать  и за туристами, и за аргентинцами. Вы, например, надолго застынете возле одной молодой пары, танцующей танго. Вам покажется, что они и не замечают много тысячную толпу и вспышки фотоаппаратов: такие взгляды, такие тесные объятия, столько желания и страсти! Но особенно приятно видеть танец пожилых аргентинцев, которые решают просто вспомнить былое и сделать несколько на. Танго – культ Аргентины. Его танцуют на улицах, каждый вечер сотни танго-баров собирают тысячи зрителей.

воскресенье, 5 августа 2018 г.

Холодные супы

Разновидность холодных супов множество: в каждой стране, и даже в соседних регионах, они готовятся по-разному. У каждого из этих блюд свой неповторимый вкус, но главное их преимущество – они насыщают и освещают, что особенно важно в жаркий летний день.
ОКРОШКА С ГОРЧИЦЕЙ
(6 порций) Время приготовления: 20 минут.
В 100 г: 170 ккал
• 1,5 л хлебного кваса • 300 г вареной колбасы • 1 огурец • 3 яйца •  3 сваренных вкрутую яичных желтка • 1 ст. ложка горчицы • ½ пучка зелёного лука • зелень укропа • соль • белый перец
√ Колбасу и огурец нарежь кубиками. Зелёный лук и укроп мелко поруби.
√ Разотри яичные желтки с солью и горчицей. Залей полученную смесь предварительно охлаждённым квасом и приправь перцем по вкусу.
√ Залей квасом подготовленные ингредиенты. В каждую тарелку положи половинку сваренного вкрутую яйца. Отдельно можно подать сметану.

ГУСТОЙ СУП С РЕДЬКОЙ
(4 порции) Время приготовления: 25 минут. В 100 г: 180 ккал
• 1 редька среднего размера • 100 г редиса • 2 огурца • 1 стакан сметаны • 3 стакана простокваши или натурального йогурта • 2 зубчика чеснока • зелёный лук • соль • перец
√ Разрежь огурцы пополам вдоль и чайной ложкой достань мякоть. Добавь к ней измельченный чеснок.
√ Соедини сметану и простаквашу и хорошо перемешай. Приправь по вкусу солью, перцем и добавь мякоть огурца с чесноком.
√ Редьку очисти и вместе с редисом и огурцом нарежь тонкими брусочками.
√ Залей овощи простоквашей и охлади. Перед подачей посыпь измельчённые зелёным луком.

ХЛОДНИК ПО-ПОЛЬСКИ
(6 порций) Время приготовления: 40 минут. В 100 г: 195 ккал
• 2 стакана простокваши • 1 стакан сметаны • 1 огурец • 150 г редиса • пучок зелёного лука • 100 мл холодной кипяченой воды • зелень укропа • соль • белый перец
√  Огурец вымой и срежь шкурку. Нарежь мелкими кубиками. Редис примой и нарежь тонкими кружками, зелёный лук – колпаками. Соедини все овощи вместе.
√ Смешай простоквашу и сметану. Хорошо перемешай, улей холодную кипяченую воду и заправь сахаром.
√ Залей получившейся основой овощи. Посоли и поперчи по вкусу. Поставь в холодильник на час или помести ёмкость с хлодником в миску со льдом, чтобы он хорошо охладился. Перед подачей на стол посыпь рубленым укропом. Отдельно к хлоднику можно подать горячий отварной картофель.

ТОМАТНЫЙ СУП С ВЕТЧИНОЙ
(4 порции) Время приготовления: 30 минут. В 100 г: 210 ккал
• 4 помидорами • 200 г куриной ветчины • 1 стакан сметаны или натурального йогурта • 2 стакана кипяченой воды •  2 зубчиками чеснока • 4-5 ст.ложек лимонного сока • 2 перепелиных яйца • зелёный лук и укроп для оформления • соль • чёрный перец
√ Помидоры вымой и натри на тёрке. Протри через дуршлаг, чтобы отделить семена и шкурки. Разведи помидорную смесь половиной холодной воды и добавь измельчённый чеснок.
√ Нарежь кубиками ветчину. Сметану (или йогурт) разведи оставшейся водой и добавь лимонный сок.
√ Соедини помидорную и сметанную смеси. Посоли, поперчи и разлей по тарелкам. Положи в каждую ветчину и половинку сваренного вкрутую яйца. Укрась зелёным луком и укропом.

БЕЛОРУССКАЯ ОКРОШКА
(4 порции) Время приготовления: 1 час. В 100 г: 190 ккал.
• 1 свекла • 2 огурца • 50 г редиса • 0,5 л кефира • 4 ст.ложки сметаны • 2 яйца • зелень укропа • лимонный сок • соль • сахар
√ Свеклу отвари до готовности. Очисти, мелко нарежь и залей холодной кипяченой водой так, чтобы она её покрывала.
√ Нарежь огурец кубиками, редис – кружками.
√ Залей кефиром свеклу с водой, добавь овощи и сметану. Заправь по вкусу солью, сахаром, соком лимона. Посыпь укропом и добавь половинки яиц.

БОТВИНЬЯ С ПТИЦЕЙ
(4 порции) Время приготовления: 50 минут. В 100 г: 230 ккал
• свекла • 150 г товарного куриного филе • огурец • 2 сваренных вкрутую яйца • сок лимона • 500 мл кефира • 200 мл кваса • зелёный лук • укроп • сахар • соль
√ Очисти и отвари свеклу до готовности. Остуди, нарежь брусочками и сбрызни соком лимона. Огурец очисти и нарежь кубиками. Соедини со свеклой и отваром, в котором она варилась.
√ Влей кефир, квас и приправь по вкусу сахаром и солью. Добавь укроп, лук, кусочки вареной курицы и разрезанные на четыре части яйца.

ХЛОДНИК С КАРТОФЕЛЕМ
(6 порций) Время приготовления: 35 минут. В 100 г: 205 ккал
• 500 мл простокваши • 6 ст.ложек сметаны • 2 огурца • 50 г редиса • 3 зубчика чеснока • укроп • 4 картофелины • соль
√ Огурцы разрежь пополам и достань ложкой мякоть. Смешай её с измельченным чесноком. Оставшиеся огурцы очисти от кожицы и мелко нарежь.
√ Соедини прлстоквашу с водой и заправь сметаной. Посоли по вкусу. Картофель почисти, отваги до готовности и обсуши.
√ Добавь к простокваше овощи и посыпь рубленым укропом. Картофель можно положить в суп или подать отдельно.

БОТВИНЬЯ «КОРОЛЕВСКАЯ»
(8 порций) Время приготовления: 55 минут. В 100 г: 290 ккал
• 400 г свеклы с молодой ботвой • 300 г копченой курицы • 100 г раковых шеек • 3 огурца • 200 г редиса • 200 мл хлебного кваса • 500 мл кефира • 100 мл сметаны • сок лимона • зелёный лук • соль
√ Свеклу очисти, нарежь брусочками и сбрызни лимонным соком. Залей водой и вари 10 минут. Ботву нарежь, добавь к свекле, доведи до кипения, сними с огня и охлади.
√ Огурцы очисти и нарежь брусочками. Редис – кружками, курицу – ломтиками. Раков отваги и извлеки шейки.
√ Разведи квас с кефиром и сметаной. Соедини с охлаждённым свекольным отваром и посоли по вкусу. Перед подачей к столу положи в ботвинью курицу и раковые шейки.

ОКРОШКА НА ПРОСТОКВАШЕ
(6 порций) Время приготовления: 25 минут. В 100 г: 185 ккал
• 500 мл простокваши • 4 ст.ложки сметаны • 100 г редиса • 1 луковица • 4 яйца • 100 мл кипяченой воды • зелёный лук • соль
√ Очисти лук и натрия на крупной тётке. Редис нарежь кружочками. Яйца свари вкрутую и нарежь кубиками.
√ В простоквашу добавь воду и сметану. Добавь редис, лук и помощи по вкусу. Перед подачей посыпь рубленым зелёным луком.

суббота, 14 июля 2018 г.

Сияние чёрных камней

Черногория – страна махонькая,
по территории занимает  155-е
место на глобусе. Это как пол-
Крыма или Ивано-Франковская
область. Народу – 650 тысяч,
примерно как в Кривом Роге.
Тем не менее в истории
ей доводилось хлебнуть
независимости: то под гордым
именем Дукля (XI век), то как
Зета (XII и XIV века), а в XIX веке –
обосноваться на карте
собственно как Черногория.
В 1878 году по Берлинскому
трактату она была признана 27-м
суверенным государством мира,
а впоследствии наследник
князя Данилы I Никола I гордогордо
провозгласил себя королём,
правда, процарствовал
недолго – всего восемь
лет: Первая мировая война
поставила все с ног на голову…
В Югославии Иосипа Броз Тито Черногория занимала законное равноправное и заштатное место, хотя хозяин страны благоволил этой земле: переименовал столицу  Подгорица в Титоград и построил на побережье Бока-Которского залива одну из своих вилл.
Во время распада Югославии Черногория отделалась лёгким испугом. На её территории военных действий не велось, хотя обитателям и пришлось вставать под ружьё в ряды сербской армии. Сама же Черногория ускользнула от Сербии бескровно, а ведь врезала по Белграду наотмашь, напрочь перекрыв ему выход к морю. Как бы то ни было, в результате референдума с 2006 года она обрела независимость и, оглядевшись, тихой самой принялась передвигаться в Европу.
Но как раз оглядевшись, черногорцы вынуждены были почесать затылки и уныло признать, что кроме туризма им и предложить Европе нечего. Во времена Югославии Черногория была самой отсталой, дотационной республикой, а после заварух 90-х годов и о развитии какой-нибудь худой промышленной отрасли мечтать не приходилось. Тогда кинули клич и провозгласили страну экологичным государством: у нас чистая вода, чистые продукты, только приезжайте, ешьте, купайтесь, наслаждайтесь и выкладывайте за это денежки.
Лихо был прокручен переход на евро, что значительно облегчило траты для гостей и доходы для хозяев. В настоящее время средняя зарплата в стране составляет примерно 500 евро – негусто, но кое-как можно ворочаться.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕРНОГОРЦА
Согласно последней переписи, из проживающих в стране 45% составляют черногорцы, около 30% - сербы, ну и остальных – боснийцев, албанцев, хорватов – процентики набираются.
О заметных различиях между сербским и черногорский языками по силам доложить лишь племенному местному патриоту. Хотя сербы отделяют себя от коренной нации – они питают черногорцев заторможенными, неприспособленными к жизни, этакими увальнями, которым нужно все указывать и во всем подгонять. Черногорцы принимают эту игру и даже закрепляют сложившийся стереотип в ироничных десяти заповедях.
• Человек рождается усталым и живет, чтобы отдохнуть.
• Возлюби кровать свою, как себя самого.
• Отдохни днём, чтобы ночью спокойно спать.
• Не работай – работа убивает.
• Если видишь кого- то, кто отдыхает, помоги ему.
• Работал как можно меньше и все что можно перекладывай на других.
• От отдыха ещё никто не умер!
• Работа приносит болезни – не умирай молодым!
• Если вдруг захочется поработать, посиди, подожди – увидишь: пройдёт.
• Когда видишь, что пьют и едят, - присоединяйся, когда видишь, что работают, - уйди, чтобы не мешать.
Благодатное безделье, похоже, не мешает молодому поколению черногорцев расти и крепнуть: статные пацаны двух метрового роста, снующие по улицам расплавленных летним солнцем городов, чуть ли не в чем мать родила, симпатичные девчушки – кровь с молоком, - встречающиеся вас в кафешках и магазинах. Экологичность приносит свои плоды…

ВОВРЕМЯ РАЗБРОСАННЫЕ КАМНИ
По приводимой черногорцами легенде, когда Бог придавал Земле окончательный облик, наводя последние штрихи, он споткнулся об одну из местных гор, и из мешка вывалились все камни – вот и получилась страна каменных холмов. Эти холмы и вправду заворачивают – они подходят прямо к воде, оставляя лишь тонкую полоску пляжей.
Пляжи – разные: и песочек, и галька, и даже рукотворный бетон. Но вода – прозрачная, видимость порой достигает десятков метров. Помимо береговой климатической линии имеется ещё Бока-Которская бухта, форму которой можно разобрать лишь по карте или с вертолета – она состоит из каких-то странных треугольников. В реальности же никак не можешь уразуметь, где конец берега, где начало.
А на этих берегах приютилось два причудливых древних города – Пераст и Котор. Первый прилип к склону между береговой линией и дорогой, в нем есть набережная, одна параллельная ей улица и каменные лестницы, по которым остается взбираться к другим домам. Майолику белых стен и черепичных крыш украшают две изящные, устремленные ввысь колокольни. Дома выдержаны в странном стиле местного барокко, лишенного всяких финтифлюшек. Рядом с Перастом красуются два острова - Богородицына-Рифе, искусственно созданный с помощью затопленных судов, и Святого Георгия, также называемый Островом мёртвых, поскольку на нем находится бенедиктинское аббатство с кладбищем.
Старая часть Котора – раздолье для любителей прогулок по узким улочкам и уютным площадям. Символом города стали голубые ставни и вереницы развешанного белья. На одной из площадей протянутые над ней веревки украшают огромные разноцветные прищепки, на другой – в воздухе зависли раскрытые прозрачные зонтики. Короче, гуляй и наслаждался!
Подобное удовольствие можно получить и на улочках старой Будвы, но это уже на морском берегу. Город окружен крепостной стеной, по которой разрешено пройтись. Оригинальным украшением улиц служат манекены, которые полюбили выставлять наружу владельцы магазинов. Ещё одна жемчужина – остров Святого Стефана, связанный с сушей рукотворным перешейком. Когда-то своим вниманием этот остров-отель жаловали Её Величество английская королева Елизавета II и незабвенный генсек Леонид Брежнев. В разное время на нем отдыхали Софи Лорен, Андре Моруа, Элизабет Тейлор, Кирк Дуглас, Сильвестр Сталлоне, Джереми Айронс, Клаудия Шиффер и прочая мировая элита.

ПРИКОСНОВЕНИЕ ВЕЛИКИХ
И в далёкие времена знаменитости не обходили стороной Черногорию. По легенде, здесь провёл пять лет в плену у пиратов Мигель де Сервантес. И именно здесь он якобы начал писать «Дон Кихота», даже имя героини Дульсинеи Тобосской позаимствовал у южного городка Ульциня. Возможно, был и прототип – местная аристократка.
Вдохновляли эти места и лорда Джорджа Гордона Байрона. «В момент рождения планеты самая прекрасная из встреч земли и моря произошла в Черногории, - писал он. – Когда сеялись жемчужины природы, на эту землю пришлась целая  пригоршня».
Единственный из югославских писателей лауреат Нобелевской премии Иво Андрич построил себе дом в городе Герцег-Нови и прожил в нем десять лет. Сейчас в этом доме находится ресторан «Клуб писателей».
Дважды наведывался в Черногорию Владимир Высоцкий – на съемки совместного советско-югославского фильма «Единственная дорога» и на гастроли с Театром на Таганке. Эта страна вдохновила поэта на такие строки:
«Водой наполненные горсти
Ко рту спешили поднести –
Впрок пили воду черногорцы
И жили впрок – до тридцати.
И умирать почётно было
От пуль и матовых клинков
И уносить с собой в могилу
Двух – трёх врагов, двух  - трёх врагов…»
Благодарные черногорцы прониклись и отреагировали – возвели Высоцкому памятник в Подгорице.
Черногорцы с гордостью вспоминают концерт Мадонны в сентябре 2008 года на пляже Яз под Будвой, на котором собралось 50 тысяч зрителей. Певица поселилась в единственном в стране пятизвездочном отеле Splendid, к строительству которого якобы приложила руку одиозная супруга Юрия Лужкова Елена Батурина, а на место выступления Мадонна была доставлена на вертолете.

ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ
В Черногории можно насладиться горными серпантинами (местные водители демонстрируют технику высокого класса), полюбоваться прозрачными озерами, в окрестностях которых легко налопаться лесных ягод – черники, земляники, малины. Добраться до самого глубокого в Европе каньона реки Тары и заглянуть в национальный заповедник с романтическим названием «Дурмитор».
И ещё поездить по монастырям. Их в Черногории 59. Есть одиозные, первый из которых – в Остроге, здесь храняться чудодейственные мощи Василия Острожского. Народу сюда съезжается  намерено, очередь растягивается на пару часов. Кельи монастыря влеплены в скалы, а мимо медленно движется вереница жаждущих прикоснуться. Люди с полным набором всевозможных недугов, порой неизлечимых. Впрочем, особым пиететом святой Василий пользуется у бездетным пар.
Прибывших детишек пускают вне очереди. На ступенях закреплены зонтики, спасающие от палящего солнца. Монахи периодически проносят ящики с яблоками и апельсинам, чтобы поддержать тело и дух гостей. А те вставляют в щели каменной ограды монетки, кладут их также рядом со встроенными в стену иконами. Время от времени подходит монах и сгребает дары.
В Цетинском монастыре хранится десница Иоанна Крестителя и частицы креста, на котором был распят Христос. Здесь монахи особо суровы: выдерживают посетителей во дворе, чтобы ощутили величие момента, внимательно следят, чтобы не оказалась открытой какая-нибудь непотребная часть тела, и предупредительной занавешивают разоблачившихся от жары путниц.
А вот в Морачском монастыре совсем иная картина, совсем другое настроение. Он тоже расположился среди гор, но его подворье превращено монахами в цветущий сад. Гуляй среди разноцветных кустов, заходи в церковь, любуйся росписью – дюжине монахов ты не мешаешь, им даже приятно разнообразить свою жизнь благодаря посетителям.
И вообще в Черногории доступно почувствовать дыхание гармонии. Здесь и Боженька постарался, и люди приложились со вкусом и до сих пор продолжают творениями своих рук не уничтожать пейзаж, а удачно его дополнять.


суббота, 30 июня 2018 г.

Выше грудь

Наш возраст выдают не только руки – грудь
И декольте не менее красноречивы. Еще бы: это
Самая «выдающаяся» часть женской фигуры, на
Которую обращены все взоры! И самая нежная,
Требующая особого ухода.

КАК ЗОЛУШКА
Парадокс в том, что часто происходит наоборот: мы напрочь забываем об этой зоне, бросая все силы на уход за лицом. Вот она и сдает раньше времени. «По своей природе область груди и декольте весьма уязвима. Дело в том, что подкожно-жировой слой клетчатки тут очень тонкий, а количество сальных желез небольшое. Мышечный каркас, поддерживающий эту зону, развит слабо, а вес груди создаёт дополнительную нагрузку».
Кроме того, у этой зоны-неженки масса врагов. К их числу можно отнести следующие:
√ Ультрафиолет. Он провоцирует фотостарение, проявляющееся россыпью пигментных пятен, сухостью кожи, потерей тонуса. Такие проблемы могут быть знакомы даже юным красавицам, обожающим загорать топлес.
√ Диеты и перепады веса. Известно, что грудь худеет первой (при снижении общей массы тела на 1 кг вес каждой молочной железы уменьшается примерно на 20 г), при этом кожа растягивается и обвисает, не успевая за резким убыванием жировой  клетчатки.
√ Гармоны. Грудь – гормонозависимый орган, чутко реагирующий на изменения фона (особенно в периоды беременности и менопаузы), в том числе и нарушениями выработки коллагена и эластина в коже, вследствие чего образуются растяжки (стрии), с которыми потом так сложно бороться.
√ Возраст и сила тяжести. Эти факторы способствуют тому, что грудь устремляется вниз, и чем больше ее вес, тем это, увы, заметнее.
√ Плохая осанка. Сутулость усугубляет воздействие силы тяжести, к тому же ослабляет поддерживающие грудь мышцы и связки.
√ Неправильно подобранный бюстгальтер. Главная функция этого предмета гардероба – поддерживать грудь, потому пренебрегать им не стоит: во время ходьбы и особенно занятий спортом грудь, амплитудно повторяя наши движения, неизбежно теряет форму. Однако, если лифчик выбран неправильно, он больше вредит, чем помогает: слишком тесный – затрудняет кровообращение, свободный – провоцирует обвисание.
«Также считается, что форму груди портит кормление ребёнка: мол, после лактации – только «уши спаниеля». Это не совсем так: крупная грудь с мягкой соединительной тканью, безусловно, обвисает (но это произойдёт в любом случае с течением времени), маленькая же вполне может сохранить приподнятый вид. Конечно, если вы ухаживали за ней в этот важный период. Не стоит забывать и о том, что грудь предназначена для лактации самой природой, и, реализовав свою главную функцию, она будет надежнее защищена от онкорисков».

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Борясь по мере возможности с факторами-провокаторами, важно обеспечить нашей неженке необходимый и регулярный уход – день за днём, с утра до ночи.
«В утренний ритуал включите контрастный душ для зоны груди и декольте. Он стимулирует кровообращение, ускоряет обменные процессы в клетках, улучшает их регенерацию, а также повышает тонус кожи за счёт массажа плавными движениями с помощью водной струи среднего напора». Занимая всего 5-7 минут, эта простая процедура даёт прекрасный результат.
Также можно использовать и контрастные компрессы: намочив махровое полотенце в растворе морской соли или травяном настоев, побалуйте зону декольте приятным теплом в течение 3-5 минут, а потом остудите кожу кубиком льда.
После водных процедур надо обязательно нанести питательный крем. « Наиболее эффективны для этой зоны средства,  содержащие растительные экстракты (хмеля, хвоща, сосны, алоэ вера) и масла (жожоба, ли, розы), обогащённый витаминами А и Е. Крем наносила мягкими круговыми движениями, в области груди – не затрагивая сосков, в зоне декольте – двигаясь по восходящей, от ключиц к подбородка».
Вечером эти бьюти – процедуры надо повторить, дважды в неделю дополнив их мягким пилингом, который отшелушит отмершие клетки и активизирует процессы обновления кожи. Можно использовать готовые составы, а можно и самой поиграть в косметолога, смешав морскую соль с медом в пропорции 2:1. Главное – не усердствовать чрезмерно, достаточно нежно пройтись по деликатной зоне массажными движениями.

Раз в неделю можно пожаловать грудь и декольте маской – в арсенале косметических марок таковых предостаточно. Хочется экзотики? Попробуйте капустную – так называемую парижскую. От неё, вопреки слухам, грудь не растет, но она отлично смягчает кожу и укрепляет кровеносные сосуды.
Для здоровья и красоты груди и декольте важно и питание. В рационе должны быть нежирное мясо, морепродукты, ведь именно из животных белков синтезируются коллаген и эластин, составляющие какркас кожи, овощи и фрукты, богатые витаминами, необходимыми для её сияния, а также достаточное количество воды, обеспечивающее увлажненность и упругость.
Кроме того, нужны хотя бы минимальные физические нагрузки. Поскольку грудь состоит из железистой и жировой ткани, поддержать её можно, только укрепив мышечный какркас – грудные и спинные мышцы. Эти зоны отлично прорабатываются во время плавания, тенниса, пилатеса. Эффективно и простое упражнение, которое можно выполнять где угодно, главное, регулярно: поставьте локти на уровне плеч,  прижмите ладони друг к другу, поочередно сдавливая и расслабляя их. Выполняя эти действия перед зеркалом, вы увидите: грудь действительно подтягивается!
Наконец, важно правильно спать – отказавшись от высоких подушек, которые провоцируют появление морщин в области декольте и груди.

ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ БОЛЬШЕГО
Тогда – в салон. Для ухода за кожей декольте и груди тут особенно популярны следующие средства:
√ Маски, содержащие коллаген, эластин, альгинаты, минералы. В зависимости от конкретной проблемы их состав может быть подобран индивидуально: например, маски  с экстрактами гинкго билоба и арники прекрасно тонизируют кожу, пластифицирующие маски с водорослями – интенсивно омолаживают.
√ Обертывания на основе водорослей, растительных экстрактов, эфирных масел. Их эффективность обусловлена подтягивающим действием, а чтобы активные компоненты проникали глубже в ткани, зачастую используются физиотерапевтические методики (ультразвук, канонизация).
√ Массаж зоны декольте. Он максимально деликатный, как и сама зона: поглаживания, лёгкие разминания. Грудь при этом не затрагивают!
√ Миостимуляция – воздействие  мышцы посредством слабых импульсов электрического тока. При этом объём груди фактически не увеличивается, но визуально она становится полнее и выше.
√ Микротоковая терапия. Эта процедура стимулирует обменные процессы на клеточном уровне, улучшает микроциркуляцию и повышает тургор кожи.
«Несмотря на то что все виды физиотерапии, использующиеся для проработки этой зоны, воздействуют не на ткань молочной железы, а на кожу и мышцы, поддерживающие её, при некоторых заболеваниях (той же мастопатии) даже такое деликатное воздействие противопоказано. Поэтому перед началом салонных процедур желательно проконсультироваться у маммолога».
Это тем более необходимо сделать, если хочется ещё большого – например, хирургического увеличения груди. Радикально изменить размер груди можно только так – кремы тут не помогут. Современная эстетическая хирургия, учитывая популярность запроса на улучшение этого признанного атрибута женственности, предлагает многое. Например, коррекцию формы груди с помощью имплантов (как правило, наполненных силиконовым гелем и оснащенных трехслойной оболочкой, препятствующей его протеканию) и без (используется в случае отвислой крупной груди). А также инфекционное увеличение молочной железы – с помощью не рассказы кающегося геля на основе гиалуроновой кислоты или полиакриламида. Эта процедура менее травматична и дорогостояща, однако гель, не имеющий плотной капсулы, со временем может и мигрировать. К тому же существенно увеличить размер бюста таким способом невозможно.

пятница, 29 июня 2018 г.

Без тату

К ИСТОРИИ ВОПРОСА
Татуировка (тату) – процесс нанесения стойкого (постоянного) или перманентного (временного) рисунка на тело, суть которого состоит в местном травмировании кожного покрова с внесением в дерму красящего пигмента. Вполне вероятно, что само слово «татуировка» заимствовано из полинезийского диалекта (по другой версии, из таитянского) и означает «рисунок на человеческой коже».
История нанесения узоров на тело практически так же длинна, как и история  человечества. В разные времена у разных народов татуировки были и показателем заслуг, и обозначением общественного положения, и элементом украшения. С течением времени люди постепенно перестали увлекаться татуажем (за исключением некоторых племён, живущих первобытной общинным строем, и представителей криминальных группировок).
Ситуация изменилась в 1891 г., когда американец Самуэль О'Райли изобрел электрическую машину для татуирования. Сказать по правде, О'Райли обнаружил прибор под названием «электрическое перо», изобретённое Томасом Эдисоном за 15 лет до этого. Эдисоново «перо» было частью машины для копирования документов. Ручной аппарат был создан на принципе возвратно-поступательного движения, двигатель толкал единственную иглу. Машинка без краски пробивала отверстия для создания трафарета. Нанесенную на поверхность трафарета краску прокатывали валиком, которая, проникая через отверстия, оставляла отпечаток – так получали очередную копию документа. О'Райли дополнил конструкцию резервуаром для краски, ввёл использование пучков игл и получил патент. Изобретение стало пользоваться популярностью, так как ручной метод нанесение татуировок был очень медленным и болезненным.

НЕДОЛГО И НАВСЕГДА
В последнее десятилетие татуаж переживает «второе рождение». Стойкие татуировки наносят под кожу с помощью одной или нескольких игл. При правильном нанесении и использовании качественного пигмента такая татуировка никогда полностью не выцветает и остаётся до конца жизни.
В свою очередь, перманентной (косметический) татуаж часто используют для ликвидации различных пятен или для нанесения макияжа на лицо (губы, брови, веки, щеки) – так называемый перманентный макияж или микропигментирование. Перманентной макияж рассчитан на срок от одного года до пяти лет.

ВЗВЕШЕННОЕ РЕШЕНИЕ
Перед тем как решиться на стойкую татуировку, нужно как следует взвесить все «за» и «против».
При этом, как ни крути, а аргументы «за», кроме пресловутой «красоты», найти сложно. Во-первых, довольно непросто прогнозировать, что татуировка, понравившаяся сегодня, будет так же радовать глаз и через десяток-другой лет. В случае, если вы решите избавиться от татуировки, то должны понимать, что вывести её абсолютно бесследно не удастся, поскольку даже при удалении татуировки лазером все равно останутся шрамы. Они будут и в том случае, если удалять тату другими средствами (например, с помощью химических веществ). Вот только их размер окажется даже больше, чем размер сводимой татуировки. Другими словами, удаление татуировки фактически означает лишение фрагмента татуированной кожи. Вследствие сложности удаления чаще всего татуировку перекрывают иным рисунком. Не качественную, надоевшую или плохо сделанную татуировку покрывают заново новым рисунком, который полностью закрывает существующий, либо вносят коррективы и исправления в старый.
Во-вторых, определённые опасения вызывает безопасность красителей. На заре человечества использовали хну, охру и другие натуральные краски. В настоящее время их арсенал заметно расширился, однако не все они одинаково безопасны. К примеру, в состав некоторых красок для временных татуировок, которые смываются через короткий промежуток времени, входит парафенилендиамин, который может вызвать аллергические реакции и экзему.

СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА
Чрезмерное увлечением татуажем, тату-зависимость, в просторечии именуют «синей болезнью». Это неофициальный термин, который употребляют как в среде мастеров татуажа, так и их клиентов для характеристики формы психологической зависимости от данного типа украшения тела. Обладателем «синей болезни» является человек, который после первой татуировки начинает испытывать неопреодолимое желание сделать ещё и ещё и не имеет силы воли остановить этот процесс. В особо серьёзных случаях такие люди спустя несколько лет оказываются покрытыми разнообразными татуировками на различную тематику, сделанными разными мастерами и не составляющими единый стилистический ансамбль. Это позволяет рассматривать «синюю болезнь» как лёгкую форму дисморфомании – болезненной убежденности в своём физическом несовершенстве.

"НАТУРАЛЬНАЯ КРАСОТА"
Перманентный макияж предлагает новые методики нанесения, новые краски, новые аппараты и обещает «абсолютно натуральную красоту». Но он выполняет свои обещания далеко не всегда. Сами специалисты констатируют, что качественный перманентный макияж – тот, о котором не догадываются окружающие, но его умеют делать единицы.
В среднем качественный перманентной макияж бровей держится от одного года до полутора лет. Затем, если его не обновлять, он постепенно сходит на нет. Макияж губ держится дольше – до пяти лет. Некоторые специалисты предпочитают работать с пигментами, которые рассказываются быстрее. Сразу после процедуры макияж всегда выглядит ярче. Окончательный результат можно оценить только через 3-4 нед.
Обычно клиент с мастером рисуют новую форму бровей или губ косметическими карандашами – это «примерка». Затем наносят обезболивающий крем. Через 30 мин мастер начинает вводить под кожу пигмент специальной машинкой, похожей на перьевую ручку. Но болезненные ощущения все равно присутствуют, при этом неприятнее всего делать «стрелки».

«ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ БРОВИ, ЕСЛИ ЕСТЬ ФЛОМАСТЕР»
Надо сказать, что перманентный татуаж не всегда является заменой обычному. Подкрашивать брови карандашом, скорее всего, все равно придется, да и красить ресницы тоже. К минусам перменентного татуажа можно отнести риск занесения инфекции. Помимо этого по окончании срока действия на его месте останется хорошо заметная светлая полоска, на которой собственные брови (при условии полного отказа от дальнейшего татуажа) будут расти неравномерно.
Самым «безопасным» с точки зрения гарантии естественного результата считается макияж межресничного пространства, когда пигмент наносится точно по краю роста ресниц, а «стрелки» не выходит за границы глаза более чем на 0,1 мм.
При этом для того чтобы подчеркнуть глаза, рекомендуют выбирать почти прозрачный серебряный блик. Тогда глаза становятся ярче, а сама «стрелка» - практически невидимой.

ЛУЧШЕ  МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
Не следует думать, что с помощью перманентного макияжа удастся существенно увеличить  губы. Сделать ярче – да. Но если выйти за естественный контур больше чем на 1 мм, то результат будет поистине плачевным. Другая опасность – неправильный цвет. Ни один, даже самый опытный мастер до конца не знает, как поведет себя тот или иной оттенок в конкретной ситуации. При  этом в случае с губами последствия могут быть особенно досадными: их будет сложнее. Замаскировать обычной декоративной косметикой и они будут сильнее всего бросаться в глаза.

Поэтому не стоит настаивать, чтобы мастер сделал «все и сразу». При необходимости всегда можно добавить яркости. А вот убрать ее намного сложнее. Сделать цвет более светлым с помощью других красителей не всегда возможно. И тогда приходится ликвидировать его с помощью лазера, который разрушает цветные пигменты. На то, чтобы полностью убрать пигмент, требуется от двух до десяти сеансов с интервалом 1 нед – в зависимости от того, как давно,  насколько плотно и на какую глубину был введён пигмент.

четверг, 7 июня 2018 г.

6 техник макияжа

Мы все уже наслышаны о контуринге – технике макияжа, которая позволяет корректировать черты лица. Но в последнее время появилось и много других “-ингов”.
СТРОБИНГ (от названия устройства, которое создаёт вспышки света, - строб – лампы)
ЧТО ЭТО? Техника “подсвечивания” отдельных зон лица, благодаря чему оно становится более объемным, при этом появляется выразительное сияние и модный эффект влажного блеска.
Какие средства используются? Понадобится кремовый хайлайтер, если сухая кожа, или рассыпчатый – если жирная.
Как наносить косметику?
• Вначале делаем основу для макияжа, используя матирующий тональный крем.
• Затем наносим немного хайлайтера по центру лба, над и под хвостиками бровей, на скулы, переносицу, над верхней губой и на подбородок. Тщательно растушеваем косметику – никаких четких линий!
ХРОМИНГ (от англ. Chrome – «хромировать»)
ЧТО ЭТО? Новый вид макияжа, который делает кожу невероятно сияющей. При этом все выглядит очень элегантно (если, конечно, нанести косметику правильно).
Какие средства используются? А вот и главная изюминка техники – в хроминге кожу подсвечивают… перламутровой помадой. Разумеется, не винной и алой – выбираем бледно-золотистую, полупрозрачную белую, светло-розовую.
Как наносить косметику?
• Для начала выровняй тон кожи: нанесение сияющих текстур предполагает идеальный цвет и рельеф кожи. Иначе получится неопрятный блеск, а не сияния. Используй лёгкий флюид, потому что хроминг подразумевает полупрозрачное покрытие.
• Нанеси помаду пальцами на выступающие части лица: скулы, переносицу и над верхней губой. Хорошо все растушуй. И никакой пудры!
ТОНТУРИНГ (от слов «тон» и «контуринг»)
ЧТО ЭТО? По сути, тот же контуринг, но упрощенный, а потому не требующий ни специальных навыков, ни чрезмерных усилий и времени. Однако результат вполне достойный (не так, как после полноценного контуринга, но на каждый день подходит идеально) – получаем более изящный носик, подчеркнутые скулы и очерченный овал лица. Визуально более открытым становится взгляд.
Какие средства используются? Лёгкий тональный флюид (лучше на водной основе) и любое бронзирующее средство.
Как наносить косметику?
• Тонируем кожу ровным слоем тонального крема, затем наносим бронзирующее средство вдоль линии роста волос на лбу, на «яблочки» щёк и крылья носа.
ДРЕЙПИНГ
ЧТО ЭТО? Идея модельера Марка Джейкобса, который предлагает освежать лицо и делать внешность более фактурной, миксуя в макияжа два оттенка румян: светлый и более тёмный. То есть получается своего рода контуринг, но только с помощью румян.
Какие средства используются? Нужны румяна спокойных оттенков: персиковые, цвета пыльной розы, розово-бежевые. Яркая косметика для повседневного дрейпинга не подходит, а вот для создания эпатажных и стилизованных образов она будет в самый раз.
САН-СТРИПИНГ
(от англ. Sun u strip – «солнце» и «полоска»
ЧТО ЭТО? Техника  макияжа, позволяющая создать эффект лёгкого загара, благодаря которому лицо кажется более свежим. Особый акцент делается на скулах.
Какие средства используются? В главной роли – кремообразная или жидкая бронзирующее косметика. Понадобится  также пушистая кисть кабуки, но не натуральная, а синтетическая.
Как наносить косметику?
• Выровняй рельеф и тон кожи – малейшее шелушение будет смотреться очень неопрятно.
• Набери на кабуки немного бронзирующего средства (излишки сними салфеткой) и нанеси его, не отрывая кисть от кожи, вначале на переносицу, затем на скулы (то есть на места, которые загорают первыми). Зафиксируй макияж светлой бронзирующее  пудрой.
БЕЙКИНГ
(от англ.bake – «запекать»)
ЧТО ЭТО? Техника, позаимствованная у гримеров, подходит прежде всего тем, кому сложно добиться идеально ровного тона кожи.
Какие средства используются? Два главных продукта – консилер и рассыпчатая полупрозрачная пудра.
Как наносить косметику?
• Плотный слой консилера нанеси под глаза, более тонкий – на скулы, подбородок, середину лба и переносицу у внутренних уголков глаз. Аккуратно растушуй влажным спонжем.
• Оставшиеся зоны лица покрой тонким слоем тональной основы.
• «Запеки» мейкап, нанеся на все места, где есть консилер, толстый слой пудры, и подожди 7-10 минут. Смахни излишки пудры.