Ребенок живет и видит не только радость, но и горе, печали... Как не напугав познакомить малыша с этой стороной жизни?
Человек - единственное живое существо, способное осознавать собственную смертность. Для ребенка смерть - великая загадка, но принять ее существование рядом - одна из основных задач развития.
Естественно, что представления и переживания ребенка, касающиеся смерти, формируются под сильным влиянием родителей. Если для них тема смерти является остро тревожащей, а иногда и запретной, но какое же сообщение получает малыш? Что ему действительно есть чего бояться. И исходное ядро тревоги напитывается еще большим страхом благодаря разрастанию в психике маленького человечка ложных представлений о смерти и авторитету родительского мнения.
Мнения взрослых
Часто у взрослых людей можно встретить полное отрицание своей смертности. Такие люди, как говорится, ходят по лезвию бритвы - подвергая себя бессмысленному риску, заигрывая со смертью, избегая общения с врачами и заболевшими людьми. В основе такого поведения лежит бессознательный защитный механизм отрицания, с помощью которого наша психика заявляет: "Я врага не вижу, значит, враг меня тоже".
Другие люди, наоборот, относятся к смерти и всему, что напоминает о ней, с чрезмерной тревогой. Такой человек как бы парализован этими страхами, испытывает чувство беспомощности и бессмысленности существования и руководствуется девизом: "Зачем что-либо делать, если смерть неизбежна?".
Обе эти модели поведения, естественно, не способствуют полноценной и насыщенной жизни. В первом случае человек не живет, а убегает от смерти. Во втором же он как будто заранее себя хоронит. И оба эти образца наследуются и повторяются детьми.
Так что же можно назвать здоровым отношением к смерти?
Действительно, смерть - печальное, трагическое событие, связанное с потерей. И испытывать тревогу по этому поводу -совершенно естественно. Однако смерть помогает нам ощутить ценность жизни. Только осознавая, что каждый день может оказаться последним, человек способен сделать его максимально насыщенным. Осознание своей смертности делает нас более осторожными и внимательными - зачем самому приближать собственную смерть? А осознание смертности близких помогает нам больше ценить и беречь друг друга.
Таким образом, адекватно относиться к смерти означает понимать, что она неизбежна, испытывать по этому поводу тревогу и ценить свою и чужую жизнь. Не так уж и сложно на первый взгляд, не правда ли?
Как дети воспринимает смерть?
В возрасте 3-5 лет у детей очень бурно развиваются воображение и образное мышление, они активно фантазируют. Ребенок получает способность жить как бы в двух мирах одновременно - в видимом мире реальности и внутреннем, воображаемом мире, населенном всевозможными сказочными персонажами - как добрыми, так и не очень, мире, где нет ничего невозможного. Характерная особенность воображения деток состоит в том, что грань между этими двумя мирами очень тонка, и сам "автор" фантазии часто с трудом может отделить ее от реальности. Именно так появляются детские страхи - получив толчок извне каким-то событием (увиденным по телевизору, прочитанной сказкой, смертью близких), подросшие в воображении, они как бы переползают в реальный для малыша мир.
У деток в этом возрасте еще не сформировано абстрактное мышление, и понять смысл таких категорий, как "всегда", "никогда" им крайне трудно. Смерть не воспринимается ребенком как необратимое явление. Этому способствуют и сказки, которые им читают или рассказывают (например, "Спящая красавица"), мультипликационные фильмы, в которых с героями происходят самые невероятные приключения, часто несовместимые с жизнью, а персонажи остаются целыми и невредимыми.
Благодаря этим естественным возрастным особенностям воображения и мышления детские страхи смерти часто проявляются в форме страха призраков, потустороннего мира, чудовищ и т.д. Иногда малыши отказываются ложиться спать, ведь сон ассоциируется с умиранием - человек лежит неподвижно, его глаза закрыты, он не слышит и не видит происходящего вокруг. Также дети боятся связанных со смертью потери и разлуки с близкими людьми, неизвестности, болезней и боли.
Говорить ли с ребенком о смерти?
Чтобы предотвратить развитие страхов и неверных представлений о смерти у ребенка, родителям стоит обсуждать с ним возникающие вопросы и опасения. То, что делать это необходимо, не вызывает сомнения. Но как именно? В этом помогут рекомендации психологов.
- прежде всего, детям важно чувствовать, что они могут обсуждать эту тему и верить, что родители действительно интересуются их взглядами. Внимательно выслушивайте детей и по возможности максимально честно отвечайте на их вопросы, учитывая возраст и жизненный опыт ребенка.
Обсуждать тему смерти по инициативе ребенка, когда он сам "дозревает" до этого. Однако первый шаг родители должны сделать в том случае, если малыш стал свидетелем чьей-либо смерти (например, по телевизору), если умер член семьи и малыш знает об этом и в других подобных ситуациях. Также стоит обратить внимание, если ребенок стал более замкнутым или, наоборот, чересчур активным, а в его играх и рисунках стали проявляться мотивы смерти (возможно, он столкнулся со смертью без вашего присутствия).
В таком случае начать разговор можно подобным образом: "Помнишь, мы вчера видели с тобой по телевизору...? Как ты думаешь, что тогда произошло? Может быть, ты хочешь спросить меня об этом? Я постараюсь объяснить тебе".
- ответы на на вопросы о смерти должны быть краткими и четкими. Избыток или недостаток информации может усилить чувство тревоги, связанное с обсуждаемой темой.
Например, если ребенок задает вопрос: "Почему люди (животные,сказочные герои) умирают?", вы можете ответить приблизительно следующее: "Понимаешь, земля, на которой мы живем, большая, но людей и животных на ней очень много. Если бы никто не умирал, то ты, я, твой папа не смогли бы родиться, ведь нам не хватило бы места".
О том, что происходит после смерти, в разных семьях говорят по-разному. Мне кажется, что для любого ребенка (да и для взрослого) все-таки очень важно верить в загробную жизнь, ведь это дает надежду на новую встречу с близкими. Вы можете рассказать малышу, что когда кто-то умирает, его забирают с собой ангелы (феи, звездочки...) и уносят на небо (в сказочную страну, в волшебный лес и т.д.). Там умершему хорошо, он живет счастливо, наблюдает за живущими и помогает им. Если кто-то умер от болезни, то "там" он выздоравливает и т.д.
- если для родителей эта тема является особо волнующей (например, недавно вы потеряли близкого человека), не стоит скрывать свои чувства и делать вид, что все в порядке. Дети всегда хорошо чувствуют фальшь. К тому же для них очень важно научиться проявлять свое горе- а у кого же еще, если не у родителей?
Если в вашей семье рассказ о смерти довольно оптимистический - то есть после смерти существует подобие рая, как в нашем примере, то у ребенка закономерно может возникнуть вопрос: почему же все так горюют и плачут, когда кто-то умирает? Вы можете объяснить малышу, что расставаться всегда грустно, но потом горе проходит, а умершего человека продолжают любить и помнить. Например, вот как: "Когда человека забирает к себе Бог, то для самого человека это хорошо и не очень страшно, но сильно жалко тех, кто остается без него - вот мне жалко меня, сестру, племянников, которые остались без бабушки. Поэтому я плачу сейчас, а потом успокоюсь и буду вспоминать свою крестную, какая она была добрая, и что любовь все равно остается жить с нами".
- если религия играет важную роль в семейной жизни, то она может оказаться одним из главных источников поддержки в ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью.
Однако не стоит прибегать к помощи религии, если до печального события семья не проявляла особенной веры, поскольку в таком случае тревога малыша может усилиться. Кроме того, избегайте соблазна сделать из религиозных представлений о рае и аде "угрожающего контролера" - для ребенка этот груз может оказаться непосильным и вызвать сильную тревогу.
Шокирующие игры
Часто во дворе, детском саду, даже дома дети играют "в похороны" домашних и уличных животных, насекомых, даже нарисованных сказочных героев. Дети готовят гробик, произносят прочувствованные слова, тщательно украшают могилку... Почти каждый из нас вспомнит эти игры из собственного детства.
Как правило, родителей такие игры шокируют и побуждают к запретам и наказаниям. Но тем не менее эта детская традиция из поколения в поколение повторяется вновь, значит, она несет какой- то смысл и пользу для детского развития.
Нам, взрослым, может показаться, что такие игры циничны, и нельзя превращать горе в развлечение. Но для ребенка это не веселое времяпрепровождение, а серьезная работа - над собой, своими чувствами и переживаниями. Вспомним: в возрасте 3-5 лет ведущая деятельность психики малыша - именно сюжетно- ролевая игра. В ней дети учатся вести себя в разных ситуациях, тренируют разные модели поведения и вырабатывают собственные. Поэтому игра "в похороны" очень важна. Малыши учатся реагировать на смерть живого существа, проявлять свое горе в приемлемой (и "подсмотренной" у взрослых) форме, сопереживать друг другу... Без такой "тренировки" детям намного сложнее научиться воспринимать знание о смерти и жить с ним. Живите долго и будьте счастливы!
Человек - единственное живое существо, способное осознавать собственную смертность. Для ребенка смерть - великая загадка, но принять ее существование рядом - одна из основных задач развития.
Естественно, что представления и переживания ребенка, касающиеся смерти, формируются под сильным влиянием родителей. Если для них тема смерти является остро тревожащей, а иногда и запретной, но какое же сообщение получает малыш? Что ему действительно есть чего бояться. И исходное ядро тревоги напитывается еще большим страхом благодаря разрастанию в психике маленького человечка ложных представлений о смерти и авторитету родительского мнения.
Мнения взрослых
Часто у взрослых людей можно встретить полное отрицание своей смертности. Такие люди, как говорится, ходят по лезвию бритвы - подвергая себя бессмысленному риску, заигрывая со смертью, избегая общения с врачами и заболевшими людьми. В основе такого поведения лежит бессознательный защитный механизм отрицания, с помощью которого наша психика заявляет: "Я врага не вижу, значит, враг меня тоже".
Другие люди, наоборот, относятся к смерти и всему, что напоминает о ней, с чрезмерной тревогой. Такой человек как бы парализован этими страхами, испытывает чувство беспомощности и бессмысленности существования и руководствуется девизом: "Зачем что-либо делать, если смерть неизбежна?".
Обе эти модели поведения, естественно, не способствуют полноценной и насыщенной жизни. В первом случае человек не живет, а убегает от смерти. Во втором же он как будто заранее себя хоронит. И оба эти образца наследуются и повторяются детьми.
Так что же можно назвать здоровым отношением к смерти?
Действительно, смерть - печальное, трагическое событие, связанное с потерей. И испытывать тревогу по этому поводу -совершенно естественно. Однако смерть помогает нам ощутить ценность жизни. Только осознавая, что каждый день может оказаться последним, человек способен сделать его максимально насыщенным. Осознание своей смертности делает нас более осторожными и внимательными - зачем самому приближать собственную смерть? А осознание смертности близких помогает нам больше ценить и беречь друг друга.
Таким образом, адекватно относиться к смерти означает понимать, что она неизбежна, испытывать по этому поводу тревогу и ценить свою и чужую жизнь. Не так уж и сложно на первый взгляд, не правда ли?
Как дети воспринимает смерть?
В возрасте 3-5 лет у детей очень бурно развиваются воображение и образное мышление, они активно фантазируют. Ребенок получает способность жить как бы в двух мирах одновременно - в видимом мире реальности и внутреннем, воображаемом мире, населенном всевозможными сказочными персонажами - как добрыми, так и не очень, мире, где нет ничего невозможного. Характерная особенность воображения деток состоит в том, что грань между этими двумя мирами очень тонка, и сам "автор" фантазии часто с трудом может отделить ее от реальности. Именно так появляются детские страхи - получив толчок извне каким-то событием (увиденным по телевизору, прочитанной сказкой, смертью близких), подросшие в воображении, они как бы переползают в реальный для малыша мир.
У деток в этом возрасте еще не сформировано абстрактное мышление, и понять смысл таких категорий, как "всегда", "никогда" им крайне трудно. Смерть не воспринимается ребенком как необратимое явление. Этому способствуют и сказки, которые им читают или рассказывают (например, "Спящая красавица"), мультипликационные фильмы, в которых с героями происходят самые невероятные приключения, часто несовместимые с жизнью, а персонажи остаются целыми и невредимыми.
Благодаря этим естественным возрастным особенностям воображения и мышления детские страхи смерти часто проявляются в форме страха призраков, потустороннего мира, чудовищ и т.д. Иногда малыши отказываются ложиться спать, ведь сон ассоциируется с умиранием - человек лежит неподвижно, его глаза закрыты, он не слышит и не видит происходящего вокруг. Также дети боятся связанных со смертью потери и разлуки с близкими людьми, неизвестности, болезней и боли.
Говорить ли с ребенком о смерти?
Чтобы предотвратить развитие страхов и неверных представлений о смерти у ребенка, родителям стоит обсуждать с ним возникающие вопросы и опасения. То, что делать это необходимо, не вызывает сомнения. Но как именно? В этом помогут рекомендации психологов.
- прежде всего, детям важно чувствовать, что они могут обсуждать эту тему и верить, что родители действительно интересуются их взглядами. Внимательно выслушивайте детей и по возможности максимально честно отвечайте на их вопросы, учитывая возраст и жизненный опыт ребенка.
Обсуждать тему смерти по инициативе ребенка, когда он сам "дозревает" до этого. Однако первый шаг родители должны сделать в том случае, если малыш стал свидетелем чьей-либо смерти (например, по телевизору), если умер член семьи и малыш знает об этом и в других подобных ситуациях. Также стоит обратить внимание, если ребенок стал более замкнутым или, наоборот, чересчур активным, а в его играх и рисунках стали проявляться мотивы смерти (возможно, он столкнулся со смертью без вашего присутствия).
В таком случае начать разговор можно подобным образом: "Помнишь, мы вчера видели с тобой по телевизору...? Как ты думаешь, что тогда произошло? Может быть, ты хочешь спросить меня об этом? Я постараюсь объяснить тебе".
- ответы на на вопросы о смерти должны быть краткими и четкими. Избыток или недостаток информации может усилить чувство тревоги, связанное с обсуждаемой темой.
Например, если ребенок задает вопрос: "Почему люди (животные,сказочные герои) умирают?", вы можете ответить приблизительно следующее: "Понимаешь, земля, на которой мы живем, большая, но людей и животных на ней очень много. Если бы никто не умирал, то ты, я, твой папа не смогли бы родиться, ведь нам не хватило бы места".
О том, что происходит после смерти, в разных семьях говорят по-разному. Мне кажется, что для любого ребенка (да и для взрослого) все-таки очень важно верить в загробную жизнь, ведь это дает надежду на новую встречу с близкими. Вы можете рассказать малышу, что когда кто-то умирает, его забирают с собой ангелы (феи, звездочки...) и уносят на небо (в сказочную страну, в волшебный лес и т.д.). Там умершему хорошо, он живет счастливо, наблюдает за живущими и помогает им. Если кто-то умер от болезни, то "там" он выздоравливает и т.д.
- если для родителей эта тема является особо волнующей (например, недавно вы потеряли близкого человека), не стоит скрывать свои чувства и делать вид, что все в порядке. Дети всегда хорошо чувствуют фальшь. К тому же для них очень важно научиться проявлять свое горе- а у кого же еще, если не у родителей?
Если в вашей семье рассказ о смерти довольно оптимистический - то есть после смерти существует подобие рая, как в нашем примере, то у ребенка закономерно может возникнуть вопрос: почему же все так горюют и плачут, когда кто-то умирает? Вы можете объяснить малышу, что расставаться всегда грустно, но потом горе проходит, а умершего человека продолжают любить и помнить. Например, вот как: "Когда человека забирает к себе Бог, то для самого человека это хорошо и не очень страшно, но сильно жалко тех, кто остается без него - вот мне жалко меня, сестру, племянников, которые остались без бабушки. Поэтому я плачу сейчас, а потом успокоюсь и буду вспоминать свою крестную, какая она была добрая, и что любовь все равно остается жить с нами".
- если религия играет важную роль в семейной жизни, то она может оказаться одним из главных источников поддержки в ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью.
Однако не стоит прибегать к помощи религии, если до печального события семья не проявляла особенной веры, поскольку в таком случае тревога малыша может усилиться. Кроме того, избегайте соблазна сделать из религиозных представлений о рае и аде "угрожающего контролера" - для ребенка этот груз может оказаться непосильным и вызвать сильную тревогу.
Шокирующие игры
Часто во дворе, детском саду, даже дома дети играют "в похороны" домашних и уличных животных, насекомых, даже нарисованных сказочных героев. Дети готовят гробик, произносят прочувствованные слова, тщательно украшают могилку... Почти каждый из нас вспомнит эти игры из собственного детства.
Как правило, родителей такие игры шокируют и побуждают к запретам и наказаниям. Но тем не менее эта детская традиция из поколения в поколение повторяется вновь, значит, она несет какой- то смысл и пользу для детского развития.
Нам, взрослым, может показаться, что такие игры циничны, и нельзя превращать горе в развлечение. Но для ребенка это не веселое времяпрепровождение, а серьезная работа - над собой, своими чувствами и переживаниями. Вспомним: в возрасте 3-5 лет ведущая деятельность психики малыша - именно сюжетно- ролевая игра. В ней дети учатся вести себя в разных ситуациях, тренируют разные модели поведения и вырабатывают собственные. Поэтому игра "в похороны" очень важна. Малыши учатся реагировать на смерть живого существа, проявлять свое горе в приемлемой (и "подсмотренной" у взрослых) форме, сопереживать друг другу... Без такой "тренировки" детям намного сложнее научиться воспринимать знание о смерти и жить с ним. Живите долго и будьте счастливы!